Поддержка через океан: какую роль сыграл ленд-лиз в годы войны

Помощь союзников превысила 9% от расходов СССР на оборону
Национальное управление архивов и документации США
Национальное управление архивов и документации США

В декабре 1940 г. 32-й президент США Франклин Рузвельт заявил журналистам: «Предположим, у моего соседа загорелся дом, а у меня есть длинный шланг. Если сосед возьмет мой шланг, наденет его на свой пожарный кран и погасит пламя, значит, он справится с огнем с моей помощью <...> Мне только нужно, чтобы сосед вернул шланг, когда пожар потушен». На момент начала Второй мировой войны в США действовал закон о нейтралитете и военные поставки другим странам были разрешены только за наличные (причем покупатель сам должен был забирать груз). Великобритания же испытывала нехватку средств для оплаты заказов в США.

Как принималась программа

10 января 1941 г. Рузвельт внес в конгресс «Акт о содействии обороне США», более известный как закон о ленд-лизе. Суть программы состояла в предоставлении по решению президента США во временное пользование боевой техники, вооружений, боеприпасов, транспорта, компонентов и сырья «правительству любой страны, оборону которой президент считает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов». При этом вся техника и вооружение, потерянные в ходе боев, оплате не подлежали.

National Archives and Records Administration
/National Archives and Records Administration

Несмотря на критику сторонников политики невмешательства в конгрессе, вскоре проект был одобрен. 11 марта президент подписал закон. В тот же день Рузвельт санкционировал первые военные поставки Великобритании и Греции, а на следующий – направил в конгресс запрос о выделении первых $7 млрд ($152,3 млрд на сегодняшние деньги) для производства самолетов, танков, орудий и др.

«Мы стали создавать как бы двойную линию обороны США. С одной стороны, мы отправляли оружие тем странам, которые продолжали бороться с Германией и ее союзниками, а с другой – у себя в стране мы получили возможность вооружить и обучить мощную военную силу – на тот случай, если бы мы сами подверглись нападению», – писал позднее в своей книге Эдвард Стеттиниус, администратор программы ленд-лиза в 1941–1943 гг.

В мае поставки начались в Китай, а 22 июня нацисты напали на Советский Союз. В тот же день британский премьер Уинстон Черчилль пообещал оказать СССР всю необходимую помощь, а 23 июня готовность помочь Москве военными материалами выразил и Рузвельт. При этом американское общество и правительство не были готовы тогда объявить оборону СССР жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов, отмечал Стеттиниус. Кроме того, многие в США, указывал он, не верили в продолжительность советского сопротивления. Тем не менее 21 июля Рузвельт поручил организовать «немедленную и существенную помощь» СССР, а к концу сентября стоимость программы возросла до $145,7 млн ($3,17 млрд на сегодняшние деньги). Всего в июне – сентябре США поставили Советскому Союзу свыше 165 000 т грузов, 78% от этих поставок составили нефтепродукты.

Ведомости
/Ведомости

В конце сентября 1941 г. представители США и Великобритании обсудили в Москве с советскими властями потребности СССР в военных поставках. Результатом встречи стал первый из четырех протоколов, где перечислялись конкретные вооружения и припасы, которые западные страны обязались поставить советской стороне. Официально действие ленд-лиза было распространено на СССР 7 ноября 1941 г. Датой окончания действия программы можно считать 20 сентября 1945 г. – в этот день из американского порта в СССР отплыло последнее судно с военным грузом.

Объем и стоимость

Росстат в статистическом сборнике к 75-летию Победы отмечал, что с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР по ленд-лизу было направлено 17,5 млн т грузов. Госдепартамент США в своем отчете от 28 ноября 1945 г. называл эту же цифру, но выраженную в английских «длинных» тоннах (равняется примерно 1016 кг). Следовательно, по информации американской стороны, в СССР было направлено порядка 17,78 млн т, 98% от этого объема (17,42 млн т) – поставки по ленд-лизу. По данным Росстата, всего к месту назначения было доставлено около 16,2 млн т грузов по ленд-лизу, 1,3 млн т потеряны при потоплении грузовых судов.

Поставки в СССР, согласованные в рамках московского протокола (октябрь 1941 г. – июнь 1942 г.), составили порядка 1,44 млн т грузов. Наибольшая часть общего тоннажа за этот период пришлась на металл (30%), еду (21,5%) и боевую технику (15%). В это время США направили советской стороне 1311 самолетов, 2010 танков и почти 37 000 грузовиков. Следующий (вашингтонский) протокол охватывал поставки в июле 1942 г. – июне 1943 г. За этот период существенно выросла доля поставок еды – до почти 33%, всего снабдили свыше 1 млн т продовольствия. Боевой техники за это время было направлено на 450 000 т. Поставки самолетов в этот период увеличились до 3816, грузовиков – до 77 555, а танков – снизились до 1206.

Пик пришелся на третий, лондонский протокол (июль 1943 г. – июнь 1944 г.), превысив 5,8 млн т. 30% общего тоннажа составило продовольствие (1,76 млн т), 17,6% – металлы (1 млн т) и 13% – техника (754 000 т). Поставки самолетов достигли 5735, танков – 1770, грузовиков – почти 122 000, а паровозов – 339. По оттавскому протоколу (июль 1944 г. – 12 мая 1945 г.) показатели несколько уменьшились, составив 5,6 млн т. 21% общего тоннажа пришлось на еду, а 20% – на металлы. Поставки самолетов снизились до 2983, а танков – выросли до 1978, паровозов – до 1256.

Общая стоимость поставок по ленд-лизу составила, по оценке госдепартамента, $10,2 млрд, а дополнительных услуг (морские перевозки, ремонт судов, подготовка советских экипажей) – $700 млн. В пересчете на сегодняшние деньги общая стоимость поставок и услуг составила бы почти $194 млрд. Росстат оценивал общую сумму всех поставок по ленд-лизу в $13,2 млрд ($234,5 млрд), из них $11,3 млрд ($200,8 млрд) – поставки из США.

По данным Бюро экономического анализа (BEA), общая сумма затрат США на оборону в 1941–1945 гг. составила $337,8 млрд (около $6 трлн на сегодняшние деньги), следовательно, на ленд-лиз пришлось около 3,2% от всего военного бюджета США. Американскому ВВП за этот период программа обошлась в 1,1%.

По оценке Росстата, стоимость американских поставок по ленд-лизу составила 48,96 млрд руб. (за наличный расчет – 492 млн руб.). При этом в июне – декабре 1941 г. по ленд-лизу было поставлено продукции всего на 51 млн руб., а за наличный расчет – на 152 млн руб.

Великобритания оказала помощь на 5,42 млрд руб. (еще 2,3 млрд руб. составили поставки в счет кредитного соглашения и 52 млн руб. – за наличный расчет). Канада по закону о взаимопомощи направила в СССР грузов на 684 млн руб. Сумма американской, британской и канадской помощи таким образом составила 9,45% от суммарных расходов бюджета СССР на оборону в 1941–1945 гг. и 91,3% от совокупного советского импорта за всю Великую Отечественную войну. Советский экспорт – порядка 3,2 млрд руб.

После окончания войны США изначально оценили долг СССР по ленд-лизу в $2,6 млрд, вскоре сократив сумму вдвое. Тем не менее переговоры двух государств оставались безрезультатными вплоть до 1972 г., когда стороны согласовали сумму в $722 млн. СССР успел осуществить несколько платежей, но прекратил это делать после принятия в США поправки Джексона – Вэника, которая вводила ограничения на торговлю с Советским Союзом (а позднее и с Россией). В 1990 г. страны согласовали сумму в $674 млн (в деньгах 1945 г. на тот момент это чуть меньше $93 млн, т. е. менее 1% от общей стоимости ленд-лиза), Россия полностью расплатилась по долгу в августе 2006 г.

Что поставляли по ленд-лизу

В США было произведено 94% всей продукции, отправленной СССР, а остальные 6% – в Великобритании и Канаде. В разбивке по укрупненным категориям больше всего союзники отправили советскому народу еды (4,53 млн т), металлов (3,64 млн т), грузовиков и машин (2,34 млн т), а также нефтепродуктов (2,14 млн т).

За все время действия ленд-лиза в СССР поступило чуть более 14 000 боевых самолетов, из них почти 3000 изначально предназначались для ВВС Великобритании, следует из данных госдепартамента. Советские летчики получили, в частности, 9438 истребителей, 2908 легких бомбардировщиков, 862 средних бомбардировщика, 708 грузовых самолетов и 19 самолетов-разведчиков. За все время войны заводы СССР произвели порядка 112 100 боевых самолетов, т. е. поставленные по ленд-лизу борты составили около 11% от общего числа машин в распоряжении советских ВВС.

Союзники поставили СССР 1239 легких и 4957 средних танков и 1757 САУ – 7,74% от общего числа. Красная армия получила свыше 6000 орудий разных калибров (1,26% от общего числа), 1525 пулеметов (0,1%) и 12 300 автоматов (1,8%). По ленд-лизу также было поставлено более 400 000 грузовиков и автомобилей (их процент в автомобильном парке войск к 1 мая 1945 г. достиг 32,8%), 32 000 мотоциклов и 1900 паровозов. Западные страны направили свыше 133 000 т различных порохов, 139 000 т взрывчатки и 46 000 т динамита.

Росстат отмечал, что из США, Великобритании и Канады было поставлено почти 2,6 млн т нефтепродуктов, из них 1,17 млн т высокооктановых компонентов и бензинов для авиации. При этом в самом СССР за время войны произвели 29,43 млн т светлых нефтепродуктов, в том числе 1,96 млн т высокооктановых бензинов.

Существенными были и поставки продовольствия. По ленд-лизу в Советский Союз поступило 617 000 т муки (0,8% от общего объема, включающего производство в СССР), 610 000 т сахара (29,4%), 240 900 т тушенки и 469 400 т других консервов, 100 300 т яичного порошка и 92 500 т сухого и консервированного молока. По оценке Росстата, полученные от союзников 4,3 млн т продовольствия составили чуть более 10% общего расхода нужд войск за всю войну, а среднегодовые поставки зерна, крупы, муки – 2,8% среднегодовых заготовок зерна в СССР.

Маршруты поставок

Поставки по ленд-лизу осуществлялись по пяти маршрутам. Самый короткий и самый опасный – с Восточного побережья США через Атлантику вокруг Скандинавского полуострова в Мурманск, Архангельск, Северодвинск и Полярный. По нему арктические конвои переправили 3,96 млн т грузов – почти четверть от общего объема ленд-лиза. При этом прибыли в порты назначения лишь 93% всех судов, следует из данных госдепартамента, т. е. фактически по северному маршруту было получено 3,69 млн т. Именно по этому маршруту в СССР направлялись большинство нефтяных танкеров.

Почти половина всего объема грузов (8,37 млн т) поступила в СССР по более спокойному тихоокеанскому маршруту из портов Калифорнии в порты советского Дальнего Востока, откуда продукция далее направлялась по железной дороге через Сибирь на запад страны. Еще около четверти всех грузов поступили по Трансиранскому маршруту, который пролегал от Атлантического побережья США вокруг Африки, затем через Индийский океан к портам Ирана (СССР и союзники ввели туда войска в конце августа 1941 г.). Оттуда помощь направлялась по железной дороге к сухопутной границе СССР. Всего по Трансиранскому маршруту было поставлено 4,23 млрд т грузов, еще 681 млн т продукции – через Черное море. Почти половина (46,8%) всех морских поставок была осуществлена в СССР американскими судами. Еще 30,7% – американскими судами, переданными в советское пользование, а 19,4% – советскими.

Летом 1942 г. начал действовать воздушный коридор Аляска – Сибирь, по которому предназначенные для ВВС СССР истребители и военно-транспортные самолеты доставлялись в город Фэрбанкс на Аляске, после чего советские летчики перегоняли их в Красноярск. Общая протяженность коридора составляла 14 000 км, за все время он принял 7925 самолетов.