«Импульс» для российской экономики
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в России имеет не столь продолжительную, но отчетливо успешную историю. Благодаря механизму ГЧП большой частный капитал удалось привлечь к созданию социально-значимой инфраструктуры мирового уровня: автодорог, кампусов, новейших транспортных систем. На фоне все возрастающей роли ГЧП в российской экономике «Ведомости» решили учредить специальную ежегодную премию «Ведомости Импульс» за реализацию инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства
Как все начиналось
Сам термин ГЧП может трактоваться очень широко – под ним например может подразумеваться и госконтракт, выполняемый частной компанией. Но в большинстве случаев ГЧП в России реализуют инфраструктурные проекты.
Главным преимуществом механизмов ГЧП является возможность получить общественно значимый инфраструктурный объект до того как у государства появится возможность создать его из средств бюджета. Очень важно, что ГЧП дает возможность получить объект передового уровня, так как классические концессионные соглашения предусматривают не только обязательства по созданию инфраструктурного объекта, но и по его дальнейшей эксплуатации. Поэтому у инвестора возникает дополнительная мотивация строительстве качественного объекта, с использованием передовых технологий. В результате лучшие на сегодняшний день автомобильные дороги в России появились именно благодаря проектам формата ГЧП.
Наглядным примером успешного и масштабного ГЧП является строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Речь о создании такой транспортной системы шла еще в прошлом веке в контексте выдвижения Северной столицы в качестве города-кандидата на проведение зимних олимпийских игр 2004 года. Но те разговоры традиционно завершались утверждением, что у федерального бюджета, а тем более у городского, средств на такую инфраструктуру нет.
Речь шла о действительно чрезвычайно больших деньгах – 212 миллиардах рублей, большую часть которых удалось привлечь в результате заключения концессионного соглашения в 2008 году. В результате Санкт-Петербург в короткие сроки получил инфраструктурный объект мирового класса.
ЗСД можно считать первой масштабной историей успеха ГЧП в России. Эффектное начало вдохновило на реализацию в дальнейшем еще более амбициозных проектов, среди которых можно выделить создание трассы М-11 «Нева» из Москвы в Санкт-Петербург с бюджетом более 520 млрд рублей. Здесь также был задействован механизм ГЧП в форме концессионного соглашения.
Статистически большая часть концессионных ГЧП во все мире реализует проекты по строительству автодорог. Но это далеко не единственная область применения ГЧП – сейчас в России реализуются многочисленные и самые разнообразные проекты, связанные с созданием инфраструктуры. Только в июне этого года коммерческое закрытие прошли 9 ГЧП-проектов на 138,9 млрд руб. Это рекордный месячный показатель по объему законтрактованных инвестиций. В июне крупнейшим стало концессионное соглашение по созданию международного межвузовского кампуса в Самаре на 35 млрд руб.
Как »Ведомости» выберут лучших
«Ведомости» больше двух десятилетий являются флагманом российской деловой журналистики. Издание традиционно уделяет особое внимание реализации инфраструктурных проектов, создающих основу для экономического развития страны. В этом смысле ГЧП сегодня – одна из наиболее масштабных и актуальных тем. Согласно статистике национального центра ГЧП, по состоянию на 1 июня 2023 года в России реализуется 3723 проекта государственно-частного партнерства, среди которых 638 связаны со строительством социальной инфраструктуры, 158 – транспортной. 3 тыс. из них оформлены в виде концессионных соглашений с более 2 трлн частных инвестиций.
Премия присуждается за реализацию наиболее масштабных и социально значимых инфраструктурных Лауреаты будут отбираться на основе многофакторной гибкой методологии расчётов, учитывающей разные стадии реализации проектов, отраслевую специфику, а также общую экономическую ситуацию оцениваемого периода.
В состав жюри премии вошли главы компаний и топ-менеджеры крупнейших российских корпораций, таких как ВЭБ.РФ и Газпромбанк.
Аудитором премии стала одна из ведущих компаний, предоставляющих услуги в области аудита и консалтинга – «Деловые решения и технологии», более 30 лет работавшая на отечественном рынке под брендом «Делойт».
Заявки претендентов принимаются до 1 сентября, торжественное награждение лауреатов состоится 6 октября.
Впереди новые высоты
Эксперты сходятся во мнении, что именно сейчас в России созданы все условия для развития ГЧП. По данным платформы «Росинфра», объем инвестиций по сделкам, прошедшим в 2022 году коммерческое закрытие, составил свыше 700 млрд руб., что стало рекордным показателем за последние 3 года.
Востребованность ГЧП подтверждается вовлечением всё большего числа игроков на рынке инфраструктурного строительства, финансирующих организаций, экспертного сообщества и аналитических команд, расширением сфер применения ГЧП в различных секторах экономики.
Потенциал роста рынка ГЧП на горизонте 5-8 лет будет зависеть от нескольких важных составляющих: в первую очередь от роли федеральных программ и средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в запуске инфраструктурных проектов и оказании господдержки. Благодаря этому, например, были запущены и успешно реализуются программа развития инфраструктуры через механизм инфраструктурных облигаций, дальневосточная концессия, автодорожные проекты ГК «АВТОДОР», образовательные и спортивные программы.
Сохранение федеральной поддержки будет являться значимым драйвером для дальнейшего развития рынка ГЧП.
Не менее важна и роль частного бизнеса в запуске и управлении проектами, наличие у него мотивации инвестировать капитал на длинный срок в условиях макроэкономической и геополитической нестабильности и достаточность необходимых для этого финансовых ресурсов.