Как скоростные платные дороги влияют на экономику России

Эффект таких проектов на ВВП оценивается в триллионы рублей
До 2030 г. в России построят более 10 платных автодорог /iStock

Транспортная инфраструктура обеспечивает развитие туризма в российских регионах, а также их экономики в целом, заявил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 29 февраля. Он напомнил, что в конце 2023 г. было запущено движение на платной трассе М-12 от Москвы до Казани. Уже в этом году магистраль дойдет до Екатеринбурга, в 2025 г. – до Тюмени, а в перспективе – до Владивостока. Как развиваются платные дороги в России, зачем они нужны и что дают развитию регионов, разбиралась «Ведомости. Промышленность».

Любишь кататься – плати

Общая протяженность автомобильных дорог в России постепенно растет: по данным Росстата, за 10 лет показатель увеличился на 23% и к 2023 г. составил около 1,6 млн км. При этом на платные участки дорог приходится около 2900 км. Существует шесть федеральных платных трасс, оператором которых является госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), и еще порядка 10 участков дорог, которые развивают региональные операторы. Такие участки проходят по 18 регионам России, а разрешенная на них скорость составляет до 130 км/ч. Низкий уровень развития скоростных дорог и высокая загрузка федеральных трасс препятствуют развитию транспортной подвижности и сокращению времени в пути для пассажиров и грузов, говорится в утвержденной в ноябре 2021 г. Транспортной стратегии РФ до 2030 г. В документе отмечается, что в режиме перегрузки работает около 21% федеральных автомобильных дорог, при этом доля скоростных дорог и автомагистралей составляет менее 0,5% от общей протяженности дорог. Это в 3–7 раз ниже по сравнению с передовыми странами Евросоюза, США, Канадой и Китаем. 

В Италии платные участки дорог составляют 84,8% суммарной протяженности скоростных автомагистралей, во Франции – 80,6%, а в Испании – 28,9%, отмечает старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова. В России этот показатель находится на уровне около 37%, а к 2030 г. он должен вырасти до 65%, добавляет она. В то же время, по мнению Решетовой, Россию некорректно сравнивать с этими странами: они очень сильно отличаются по плотности населения. В России средний показатель составляет 8,6 чел./кв. км, в европейской части страны – 27 чел./кв. км, а во Франции – 106 чел./кв. км. По плотности населения Россия ближе к таким странам, как Аргентина, Бразилия и Канада, отмечает эксперт. Чтобы приблизиться к ним, протяженность сети скоростных дорог в России должна вырасти до 11 000 км, а платных дорог – до 7000–8000 км, как и заявлено в планах «Автодора», уточняет Решетова.

Сколько в России платных дорог

Первый платный участок дороги появился в России в 1999 г. Пилотным проектом стал участок трассы М-4 «Дон» в объезд села Хлевное в Липецкой области, реконструкцию которого завершили годом ранее. 

За прошедшие 25 лет в России появилось шесть федеральных платных участков дорог и около десятка региональных. К федеральным проектам относятся М-1 «Беларусь» (длина – 456 км, протяженность платного участка – 33 км), М-3 «Украина» (длина – 510 км, платный участок – 70 км), М-4 «Дон» (длина – 1542 км, платный участок – 1042 км), М-11 «Нева» (длина – 669 км, платный участок – 640 км), М-12 «Восток» (полностью платная трасса длиной 810 км), А-113 Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД; длина – 336,5 км, платный участок – 260 км). Платные участки этих трасс находятся в управлении «Автодора». 

Платные дороги регионального значения есть в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Псковской и Рязанской областях, а также в Удмуртии. Например, в Псковской области действуют четыре платных дороги: участки дорог Печоры – Старый Изборск до границы с Эстонией, Остров – Вышгородок до границы с Латвией, Опочка – Дубровка до границы с Белоруссией и Ольша – Невель. В Московском регионе к платным дорогам относятся Московский скоростной диаметр (МСД), пр-т Багратиона (северный дублер Кутузовского проспекта) и участок «Северный обход Одинцова» на М-1. 

В следующие 10 лет «Автодор» планирует развитие еще нескольких проектов скоростных автодорог. Согласно программе деятельности госкомпании до 2030 г., она построит и реконструирует более 1400 км дорог. В портфеле «Автодора» более 10 проектов: дублер дороги Джубга – Сочи, Юго-Западная хорда (соединит Самаро-Тольяттинскую агломерацию через Саратов и Волгоград с Краснодарским краем), Пулковская развязка на М-11 «Нева», КАД-2 вокруг Санкт Петербурга, обход Орехово-Зуева в Подмосковье, развитие платных участков на М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина», строительство новых развязок с ЦКАД в Московской области. 

Сколько это стоит

В соответствии с законодательством платными дорогами в России управляют специальные операторы. Федеральные трассы находятся в управлении дочерней компании «Автодора» – «Автодор – платные дороги». У региональных платных трасс есть собственные операторы. Они взимают плату за проезд, а также обслуживают дороги и помогают водителям. Например, если закончился бензин или необходимо заменить колесо, водитель может вызвать аварийных комиссаров, которые бесплатно окажут помощь.

Оплатить проезд по платному участку можно несколькими способами: наличными или картой в начале поездки или в конце поездки, а также через систему «Свободный поток». Она считывает номера автомобиля при въезде и выезде с трассы и рассчитывает стоимость проезда, средства необходимо внести в течение пяти дней. Оплачивать проезд также можно с помощью специального устройства – транспондера. Списание платы при проезде по платному участку по нему производится автоматически, при этом действуют скидки.

Стоимость поездки по платной дороге зависит от участка, категории транспортного средства, дня недели и времени суток. Например, проезд от Москвы до Санкт-Петербурга по М-11 «Нева» днем в будни стоит 2400 руб. (без учета нескольких участков дороги, в том числе Московского скоростного диаметра и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге). В выходные поездка по тому же маршруту будет стоить минимум 2600 руб. 

Стоимость проезда от Москвы до Казани по М-12 «Восток» на легковом автомобиле в будни обойдется в 4800 руб., на грузовом – 8887 руб. А поездка из Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону в выходные и праздники на легковом автомобиле будет стоить минимум 5500 руб. 

Зачем это нужно

Платные участки дорог формируют прямой и косвенный налоговые потоки в бюджет страны, а также укрепляют существующие межрегиональные экономические связи и способствуют возникновению новых, сообщил представитель «Автодора». Например, строительство участка М-12 от Москвы до Казани, согласно прогнозу, принесет бюджету до 790,5 млрд руб. в виде налогов, а общий эффект на ВВП страны оценивается в 2,6 трлн руб. за период строительства и 20 лет эксплуатации трассы, уточняет он. «Скоростной маршрут дал импульс развитию строительной и логистической отраслям за счет повышения спроса инвесторов в регионах прохождения трассы», – отмечают в компании. Ожидается, что к 2030 г. грузопоток в этом направлении вырастет до 50 млн т в год. 

Эффект от строительства дороги Джубга – Сочи «Автодор» ранее оценивал в 2,5 трлн руб., эффект от строительства Юго-Западной хорды, по экспертным оценкам, может достигнуть 7,5 трлн руб.

Доходы от платных участков компания направляет на внебюджетное финансирование строительства и реконструкции дорог, а также на ремонт, содержание трасс и т. д. Это позволяет снизить нагрузку на федеральный бюджет, уточняет представитель «Автодора». 

Строительство платных дорог также помогает развитию рынка труда, повышает качество внутреннего туризма и жизни россиян в целом. Согласно прогнозу, ввод в эксплуатацию участка трассы М-12 от Москвы до Казани снизит смертность и травматизм в коридоре прохождения трассы в 3,5 раза, добавляют в «Автодоре». 

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов в числе преимуществ платных дорог для водителей отмечает более удобные развязки, движение без светофоров и разделение потоков машин. Платные участки также снимают часть нагрузки с бесплатных дорог, что повышает скорость движения на последних, продолжает эксперт. Строительство платных трасс повышает спрос на товары и услуги компаний смежных отраслей, что положительно сказывается на их финансовых результатах, добавляет он.