«Мы наблюдаем повышенный спрос на услуги электрозаправочных станций»

Генеральный директор ПАО «ЕвроТранс» (сеть АЗС ТРАССА) Олег Алексеенков о перспективах развития быстрых ЭЗС
Пресс-служба ПАО «ЕвроТранс»

В 2023 г., по данным агентства «Автостат», в России было продано около 14 500 новых электромобилей ‒ почти в пять раз больше, чем годом ранее. С ростом популярности электромобилей увеличивается и спрос на электрозаправочные станции (ЭЗС). На середину декабря в стране насчитывалось 3783 публичных станций, а в 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию еще 1437. Генеральный директор ПАО «ЕвроТранс» (сеть АЗС ТРАССА) Олег Алексеенков рассказал о проекте компании по созданию электрозаправочных станций, об их эффективности по сравнению с АЗС, а также о том, как они помогают превратить «зеленый транспорт» из роскоши в средство передвижения.

‒ Как продвигается ваш стратегический проект по строительству электрозарядных станций?

‒ Все идет по плану, до конца 2023 г. нам удалось ввести в строй уже 15 быстрых ЭЗС. До конца 2024 г. мы планируем запустить еще как минимум 35 таких станций, при этом будем увеличивать там число зарядных устройств, чтобы на каждом объекте их было не менее четырех. Мы также собираемся расширять торговые площади, чтобы обеспечить больший комфорт для клиентов.

‒ Увеличивается ли количество клиентов на электромобилях?

‒ Да, мы видим активный рост клиентской базы, на ведущих объектах в часы пик возникают очереди по 3‒4 автомобиля. Поэтому мы перешли на трехрукавные электрозарядные устройства и поняли, что количество самих устройств на ведущих объектах необходимо доводить до 6‒7.

‒ Хватит ли вам электрических мощностей для реализации этих целей?

‒ Мы проводим постоянную работу для того, чтобы средняя мощность на каждом объекте достигала не менее 1МВт, это позволяет снабдить энергией как минимум 6 зарядных устройств. Сейчас средняя мощность на действующих ЭЗС превышает 450кВт, благодаря этому можно устанавливать от трехзарядных устройств.

‒ Из-за погодных условий иногда даже в Московской области случаются перебои с электричеством. Обычно эта проблема решается за счет дизельных или бензиновых генераторов. Как с этим обстоят дела у вас?

‒ На наших объектах есть мощные дизель-генераторы, которые обеспечивают бесперебойность станций. Сегодня, с учетом работы быстрых ЭЗС, мощность генераторов увеличена, хотя перебои с электричеством в Московской области бывают редко и почти никогда не превышают 30 минут. Но согласитесь, заряжать электромобили от дизель- генераторов ‒ это совсем неэкологично. Поэтому мы разработали проект ветрогенерации для всех наших объектов, который будет реализован в 2024 г.

‒ Хватит ли силы ветра, чтобы выработать 1мВт в час?

‒ Нет, конечно. Потенциальная мощность ветрогенераторов 10‒20 кВт в час, но их задача не онлайн-зарядка электромобилей, а обеспечение зарядки электроаккумуляторов мощностью до 600кВт. Этого должно хватить на 30‒40 минутный перебой электроснабжения, происходящий реже чем раз в две недели. Таким образом, мы обеспечим экологичность зарядки электромобилей.

‒ Проект строительства электрозаправок развивается на заемные средства?

‒ В настоящее время все финансирование идет за счет собственных средств компании, хотя мы рассматриваем возможность привлечения 20‒25% средств в рамках этого проекта за счет выпуска зеленых облигаций.

‒ Ваша компания прошла необходимую сертификацию для выпуска подобных обязательств?

‒ Конечно, мы получили предварительное заключение Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) на соответствие планируемого выпуска облигаций ПАО «ЕвроТранс» международно признанным принципам и стандартам в сфере «зеленого» финансирования и подали необходимые документы в Банк России и на Мосбиржу.

‒ Какова эффективность работы ЭЗС?

‒ В настоящий момент мы наблюдаем повышенный спрос на услуги ЭЗС, поскольку наши быстрые (150кВт) зарядные устройства позволяют сократить процесс зарядки до 20 минут, что превратило электромобиль из роскоши в нормальное средство передвижения, не требующее длительной зарядки в течение 5‒6 часов. В результате сейчас, с учетом роста спроса на продукцию магазинов и кафе, эффективность проекта сравнялась с эффективностью АЗС.

‒ А каковы финансовые результаты компании за 2023 г.?

‒ Предварительные итоги говорят о том, что при обороте свыше 108 млрд руб. объем EBITDA составит не менее 10,6 млрд руб.

‒ Вы не планируете проведение дополнительных эмиссий акций в ближайшее время и какие у вас планы по привлечению инвестиций?

‒ Мы провели IPO компании в 2023 г., и собранных средств достаточно для выполнения всей инвестиционной программы 2024‒2025 гг. Мы рассчитываем, что доходы компании в ближайшие 2‒3 года увеличатся как минимум в 1,5 раза. Поэтому мы не собираемся в 2024‒2025 гг. проводить дополнительную эмиссию акций, но планируем сотрудничество с одной из бирж дружественных стран для организации котировок и листинга наших акций к 2025 г. Это логично с учетом активного развития электрозарядных станций, потенциал которых позволяет увеличить объем продаваемых в РФ электромобилей. Мы уже сейчас наблюдаем, что центры по их продаже открываются рядом с несколькими нашими ЭЗС.