«Соблазна сократить инвестиционную программу не было»

Генеральный директор компании «Аби» Татьяна Трифонова об экспорте и 26 млрд рублей инвестиций
Татьяна Трифонова /Генеральный директор компании «Аби»

Минувший год стал достаточно турбулентным для производителей мясной продукции: цены на сырье значительно выросли, необходимо было решать вопросы реализации инвестиционных программ и поиска кадров.

Владимирская компания «Аби», один из крупных российских производителей колбасных изделий, замороженных полуфабрикатов и полностью готовых блюд, смогла справиться со скачками цен и решила вопрос с импортозамещением. О том, как предприятие действовало в трудные времена, как решает кадровые вопросы и куда инвестирует, генеральный директор компании «Аби» Татьяна Трифонова рассказала «Ведомости. Промышленность».

– В прошлом году переработчики столкнулись с резким ростом цен на сырье, прежде всего на мясо птицы, подорожала и свинина. Росли и сопутствующие затраты. Как эта ситуация отразилась на финансовых результатах группы?

- В прошлом году отрасль действительно столкнулась с ростом цен на сырье и дефицитом курицы. Но «Аби» даже в такой ситуации удалось нарастить объемы производства, сохранить плановый объем инвестиций в новые проекты. Мы приняли решение не уменьшать темпы строительства мощностей и не отказываться от выполнения всех обязательств компании даже в те месяцы, когда была основная турбулентность на сырьевом рынке.

И нам удалось по итогам 2023 г. увеличить объем продаж на 10% по сравнению с предыдущим годом, с 389 000 т до 428 000 т. Выручка также выросла на 9%, до 78,3 млрд руб., в 2022 г. она составляла 71,8 млрд руб. В целом мы сохранили свои позиции в регионах присутствия и по всем основным направлениям, а наша продукция продается по всей России. Согласно данным потребительской панели «ГФК-Русь», в категории замороженных полуфабрикатов доля «Аби» на российском рынке составила 10,7%, замороженных полностью готовых продуктов – 15,6%, традиционных колбасных и сосисочных изделий – 13,2%.

- Куда вы вкладывали инвестиции и не было ли соблазна их сократить?

– Соблазна сократить инвестиционную программу не было, это осознанная и многолетняя стратегия нашей компании. В прошлом году мы активно занимались двумя проектами: строительством новых производственных мощностей для заводов «Стародворские колбасы» и «Мясная галерея».

В конце 2021 г. на инвестиционном конгрессе компания заключила соглашение с Администрацией Владимирской области о строительстве двух крупных заводов по производству колбасных изделий и полностью готовых продуктов. Площадь каждого – более 30 000 кв м. При этом вместе с предприятиями, которые строятся для увеличения производственных мощностей, также ведется строительство административно-бытовых корпусов для удобства сотрудников.

Останавливать стройку рискованно, это значит создавать дефицит продукции в будущем, поэтому мы не останавливались ни на минуту. Сейчас стройка вышла на завершающие этапы, общий объем инвестиций с 2021г. по 2024 г. составит 26 млрд руб.

– Какова динамика инвестиций за последние годы?

– В 2021 г. объем инвестиций составил 4,4 млрд руб., в 2022 г. – 8,2 млрд руб., в 2023 г. – 6,6 млрд руб. На 2024 г. заложено 6,8 млрд руб. То есть инвестиции год от года примерно на одном уровне и зависят от стадии строительства. Например, в какой-то год мы закупаем оборудование, когда-то необходимо проплатить авансы, где-то авансируем строительно-монтажные работы, потом эти работы принимаем. То есть объем инвестиций складывается из плановых работ согласно графику на тот или иной год.

- Сказались ли на ходе реализации проектов санкционные ограничения?

– Все задачи, связанные с импортозамещением, мы решили еще в 2022 г. Да, возникали дополнительные проблемы, связанные со строительными материалами, упаковкой, оборудованием, поиском аналогов, но все они были решены, в прошлом году мы ими уже не занимались.

В 2023 г. мы создали свою IT-компанию, чтобы закрыть вопросы с программным обеспечением, сейчас приступаем к разработке собственного ПО. Кроме того, создаем свое конструкторское бюро, инжиниринговую компанию, которая будет разрабатывать некоторые технологические решения для производства – как для собственных нужд, так и для рынка.

– Наблюдаете ли вы изменения в потребительском поведении и меняете ли в зависимости от них продуктовую линейку?

- Рынок продуктов питания очень живой, на нем постоянно происходят изменения, которые инициирует потребитель. Мы отслеживаем тренды в этой сфере, Служба изучения потребительского поведения «Аби» ежемесячно проводит десятки фокус-групп, опросы, качественные исследования. И это не говоря о регулярных органолептических испытаниях. И мы постоянно предлагаем новинки и открываем новые категории.

Недавно мы запустили производство растительных продуктов, к которым покупатели привыкли как к мясным ‒ чебупели, чебуреки, наггетсы, пиццу и так далее. Для сравнения, в марте 2023 г. было продано 10 т растительной продукции, а в марте 2024 г. уже 70 т. По вкусовым и прочим свойствам такие продукты не отличаются от мясных, но производим мы их из растительного сырья – пшеницы, гороха и нута. В прошлом году мы запустили производство хлебобулочных изделий: вывели на рынок полностью готовую замороженную десертную выпечку от одного из наших брендов. Мы производим ее на мощностях нового завода «Мясная галерея», на площадке по выпуску хлебобулочных изделий площадью 3200 кв. м. В проект инвестировано 2 млрд руб. и в перспективе сможем выпускать до 5000 т готовой продукции в год. К слову, в прошлом году мы впервые поставили такую выпечку в Китай.

– Что изменилось в ваших международных поставках за последнее время?

– По итогам 2023 г. компания «Аби» увеличила экспорт продукции на 36%. Но если раньше мы поставляли свою продукцию в основном в страны СНГ и Таможенного союза, то в прошлом году уже активно выходили и в дальнее зарубежье. Здесь, конечно, помогает поддержка со стороны Российского экспортного центра в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». В 2022–2023 гг. при софинансировании Российского экспортного центра (РЭЦ) и под эгидой Made in Russia мы приняли участие в четырех зарубежных выставках: в Китае, ОАЭ, Саудовской Аравии и Вьетнаме. Также наша продукция представлена в шоурумах Good Food Russia в этих странах.

В 2023 г. мы начали отгрузки в Туркменистан, Китай и Саудовскую Аравию, во втором полугодии расширили ассортимент продукции, которая экспортируется в Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. В целом мы видим, что, например, в Китае продукция российских производителей очень востребована. В перспективе хотелось бы продавать там колбасные изделия и другие готовые продукты из мяса.

– Насколько остро сейчас на рынке стоит проблема копирования продукции и что вы делаете, чтобы защититься от подделок?

– У нас работает большая команда маркетологов, которые придумывают и тщательно выверяют названия продуктов, чтобы они были уникальными. Соответственно, мы уделяем большое внимание и нашим товарным знакам, четыре из которых являются общеизвестными. Это «Вязанка», «Стародворье», «Чебупели» и «Горячая штучка». Они включены в соответствующий реестр Роспатента. Но речь не только о борьбе за название и внешний вид – в первую очередь мы защищаем наших покупателей от некачественных товаров.

– На фоне переориентации на новые рынки и в целом экономической ситуации столкнулись ли вы с дефицитом персонала?

– Да. У нас в компании сейчас работает более 12 000 человек, при этом завершается строительство заводов, куда тоже нужны люди, причем самых разных профессий. В 2023 г. мы создали новые рабочие места, и только за один год нас стало больше на 1800 человек. Мы реализуем целый ряд программ, направленных на привлечение и удержание людей.

Например, уже сейчас заработные платы сотрудников наших производственных комплексов выше, чем в среднем в других компаниях Владимирской области и по отрасли. И мы регулярно зарплаты повышаем, делаем дополнительные выплаты сотрудникам к их юбилейным датам. Наши работники получают подарки детям, мы частично компенсируем расходы на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря. И в 2024 г. продолжим развитие социальных программ для сотрудников, в том числе для многодетных семей.

– Сотрудничаете ли вы с учебными заведениями?

– Да, мы работаем с вузами и средними специальными учебными заведениями по всей России, реализуем совместные образовательные проекты с Владимирским государственным университетом (ВлГУ) и Владимирским филиалом РАНХИГС, проводим оплачиваемые стажировки с последующим трудоустройством.

– Каковы основные задачи компании на 2024 г.?

- Мы планируем завершение нашей инвестиционной программы в части строительства двух новых заводов с административно-бытовыми корпусами. Также есть план по строительству еще одного нового производства, которое будет выпускать продуктовые группы, у нас пока не представленные. И традиционно планируем наращивать объемы производства и продаж.

Справка о компании

Компания «Аби» основана в 1995 г. во Владимире. В структуру компании входят три завода на территории РФ, производящие колбасы и сосисочные изделия, замороженные полуфабрикаты и готовые продукты под брендами «Вязанка», «Горячая штучка», «Стародворье», «Баварушка», «Ядрёна копоть» и Foodgital. По итогам 2023 г. выручка компании составила 78,3 млрд рублей, совокупный объем продаж ‒ 428 000 т.