Шувалов: трансарктический маршрут изменит экономику Дальнего Востока
4 сентября во Владивостоке, в рамках X Восточного экономического форума (ВЭФ), состоялась сессия «Нам по пути», посвященная реализации одного из самых масштабных инфраструктурных проектов современной России – Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов подчеркнул стратегическую важность взаимодействия России с другими странами как на западном, так и на восточном направлении. Выступая на сессии, он заявил, что текущая геополитическая ситуация создает возможность для ускоренного развития регионов и городов страны.
Шувалов напомнил, что принцип многовекторного развития был заложен еще в повестке Саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 г., когда было принято стратегическое решение о равномерном развитии всех направлений – западного, восточного, северного и южного. «Именно в этом заключается наша сила – и политическая, и экономическая. Сложности с западным миром рано или поздно закончатся. А пока они не закончились, надо использовать время для того, чтобы задействовать весь восточный потенциал», – уверен он.
Председатель ВЭБ.РФ анонсировал создание специализированного офиса ВЭБ.РФ во Владивостоке. Он займется реализацией проектов в Арктике и на Дальнем Востоке, привлечением местных кадров и развитием транспортной инфраструктуры, включая ТТК. Как отметил Шувалов, с созданием нового офиса ВЭБ.РФ будет работать в 24-часовом режиме.
По словам Шувалова, когда трансарктический маршрут от Санкт-Петербурга до Владивостока – именно такая задача поставлена президентом Владимиром Путиным, а не только Северный морской путь (СМП) – будет реализован, это коренным образом изменит экономику Владивостока.
«Логистика в регионе будет выстроена на совершенно новых принципах, что откроет уникальные возможности для развития и инвестиций. Этот проект станет не просто транспортным коридором, а комплексным преобразованием всей экономической экосистемы Дальнего Востока, создающим условия для устойчивого роста и повышения глобальной конкурентоспособности макрорегиона и страны», – считает председатель ВЭБ.РФ.
Об объединении усилий государства и бизнеса для развития транспортной системы России рассказал министр транспорта РФ Андрей Никитин. Он особо выделил важность координации усилий в работе над проектом ТТК. Среди приоритетов Никитин назвал строительство ледокольного и аварийно-спасательного флота, развитие портовой инфраструктуры, обеспечение транспортной доступности в арктических регионах, реконструкцию аэродромов и создание единой цифровой логистической платформы.
В марте 2025 г. на VI Международном Арктическом форуме в Мурманске президент РФ Владимир Путин предложил создать проектный офис на базе ВЭБа для сопровождения транспортных, логистических и инфраструктурных проектов в Арктике, напомнил заместитель председателя правления ВЭБ.РФ Артем Довлатов. Этот проектный офис создан, сообщил он. «Основные фокусы проектного офиса – привлечение инвесторов, небюджетного финансирования, международных партнеров», – отметил Довлатов.
Заместитель председателя правления ВЭБ.РФ рассказал о реализации мастер-планов опорных населенных пунктов. ВЭБ рассматривает мастер-планы прежде всего как инструмент практической реализации проектов, подчеркнул он. Наряду с крупными инфраструктурными проектами долгосрочного характера, которые пополняют бюджеты всех уровней, особое внимание уделяется развитию городской экономики. По словам Довлатова, в мастер-планы было включено множество проектов, направленных на повышение качества жизни граждан вдоль всего транспортного коридора.
«Мы шли только в те проекты, которые комплексно подходили к вопросу обновления транспорта, чтобы это была действительно качественная услуга. И мы, совместно с коллегами, в том числе и из Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), обновили 15 городов, – сообщил он. – Люди чувствуют совершенно иной уровень качества городского транспорта, это существенно влияет на качество жизни».
В фокусе особого внимания ВЭБа и аэропортовая структура. Довлатов сообщил, что в настоящее время каждый пятый аэропорт в России модернизируется или строится при поддержке государственной корпорации. При этом, по его словам, большое внимание уделяется регионам Дальнего Востока и Арктики. «Мы сейчас видим прекрасные аэропорты в Магадане, в Улан-Удэ, в Хабаровске», – отметил заместитель председателя правления ВЭБ.РФ.