Кирилл Вотяков: «Успех автопроизводителей зависит от их работы в онлайне»

Пресс-служба Авито
/Пресс-служба Авито

Успешность работы автопроизводителей и дилеров зависит от умения работать в диджитал-каналах, поскольку 85% покупателей транспортных средств начинают свой путь покупки онлайн. Об этом рассказал на сессии «Отечественный автопром: между глобализацией и суверенным развитием» в рамках ПМЭФ 2025 управляющий директор Авито Авто Кирилл Вотяков. 

На мероприятии обсуждали тренды и возможности развития автопрома в условиях падающего спроса. Участники дискуссии пришли к выводу, что нужно уделять особое внимание наращиванию собственных компетенций в области инжиниринга, производства материалов, новых технологий. Кроме того, на фоне падения рынка автопроизводителям и дилерам важно работать с потребителями – в тех каналах, которые удобны покупателям авто, и обеспечивая их необходимыми сервисами. Здесь ключевую роль в развитии и повышении прозрачности рынка играют ИТ-платформы и классифайды. 

По словам заместителя министра промышленности и торговли Альберта Каримова в текущем году снижение в отрасли составило 28%: падает спрос, более всего – в сегменте коммерческого транспорта. При этом производители продолжают сохранять объемы выпуска. Правительство поддерживает рынок различными мерами: помогает предприятиям компонентной сферы для увеличения локализации, экспортерам – в 2025 г. поставки за рубеж выросли в 1,5 раза, стимулирует спрос финансовыми инструментами, к примеру, льготным лизингом. «На текущий момент порядка половины комплектующих для автопрома производится в стране, в планах – развитие предприятий компонентной отрасли и инжиниринговых центров для разработки комплектующих для производства полного цикла», – подчеркнул он. 

Автопроизводители привели свои кейсы импортозамещения – у основных игроков этого рынка идет масштабная работа в этом направлении. «В 2022 г. мы были вынуждены в экстремальных условиях наращивать локализацию: за год наши поставщики в России освоили 2000 позиций компонентной базы, – рассказал заместитель генерального директора по продажам и сервису ПАО «КАМАЗ» Антон Сарайкин. Уровень локализации вырос на 40%, наш премиальный продукт – КАМАЗ К5 локализован на более, чем 70%. Собственный двигатель, узлы, кабина». Ряд проектов по импортозамещению идет также в сфере производства шин, поделился член правления, исполнительный директор ООО «СИБУР» Павел Ляхович. 

Развиваются и сложные, высокотехнологические производства. «Мы создаем в Калининградской области производство электротяговых двигателей. Планируем осуществлять сложные производства – литье, черное литье, двигатели внутреннего сгорания, тормозные системы», – рассказал президент ООО «АВТОТОР Холдинг» Денис Пак. 

Одним из основных факторов развития отрасли также является работа с конечным потребителем – покупателем транспортных средств. 

«Покупатель хочет выгодно продать и купить авто, здесь все просто, – рассказал Вотяков. – Авито Авто собрал все предложения, которые есть на рынке, – порядка 1,1 млн авто, новых и с пробегом. Наш сервис «Автотека» с историями владения автомобилем уже давно стал стандартом рынка: в нем содержатся данные более 50 млн автомобилей, при этом половина информации — уникальные данные дилеров, позволяющие отслеживать историю транспортного средства. 

Важным вопросом прозрачности рынка является стоимость авто, продолжил Вотяков. Для этого у Авито есть сервис «Оценка стоимости». Также, по его словам, на портале созданы профили и отзывы покупателей о произошедших сделках, что особенно важно для производителей и дилеров, работающих на рынке, есть рейтинг для работы компаний с репутацией. Кроме того, доступны два сервиса: Авито Аукцион — позволяет пользователю быстро продать авто надежному дилеру, а второй «Селект» — купить у проверенного дилера авто с прозрачной историей и техническим состоянием. «Все эти шаги позволяют сделать рынок безопасным и выгодным», — подытожил Кирилл Вотяков. 

При высоких ставках растет маржинальность и объемы рынка продаж транспортных средств с пробегом, рассказывает генеральный директор автодилера «Рольф» Светлана Виноградова. «Сегодня мы строим новый формат бизнеса – экосистему вокруг владения автомобилем. При высокой текущей ставке мы можем только выстраивать транзакционный бизнес, когда мы не продаем автомобиль, а сопровождаем клиента и оказываем ему различные услуги и сервисы».