В чем необычность новой московской олимпиады для учителей

И почему к ней не допустят многих опытных педагогов
Варвара Гранкова

Новая московская олимпиада для учителей точных наук содержит необычные требования к конкурсантам. Эти требования могут оставить за порогом конкурса многих хороших московских педагогов.

Олимпиаду «Учитель школы большого города» московский департамент образования решил провести в этом году впервые. И объявил, что ее цель – поддержка и поощрение учителей, обладающих высокими предметными знаниями, и повышение их профессионального мастерства. По словам Андрея Лукутина, члена Межпредметной ассоциации столичных учителей и одного из организаторов конкурса, на олимпиаде учителя должны показать, что они знают свой предмет на отлично, умеют решать задачи повышенной сложности и могут обучить решать эти задачи своих учеников. В конкурсе примут участие учителя химии, физики и математики, его итоги будут подводиться в январе следующего года, а победители смогут принять участие в конкурсе «Учитель года Москвы».

В положении об олимпиаде, опубликованном на сайте «Темоцентра» (организации, учрежденной департаментом образования Москвы для технологической модернизации образования), сообщается, что конкурс будет включать четыре этапа: дистанционный (за 180 минут учитель выполняет задание в личном кабинете на сайте), теоретический очный и два практических очных – на первом этапе учитель решает задачи или проводит лабораторный практикум, на втором он проводит открытый урок с онлайновой трансляцией.

В положении прописаны и требования к участникам олимпиады: в ней смогут принять участие только учителя, которые ведут профильный предмет не менее 18 часов в неделю и получают зарплату не менее 100 000 руб. На вопрос «Ведомостей», с чем связаны такие условия проведения олимпиады, ее организаторы не ответили. «Ведомости» разбирались, не закроют ли эти условия доступ к олимпиаде хорошим московским учителям с заработком менее указанной цифры.

Зарплата для профессионала

Директор московской государственной школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов рассказывает, что в его школе средняя зарплата – 107 000 руб. в месяц. Поэтому условия конкурса его не смущают. По его словам, в школе «Покровский квартал» химию, физику и математику преподают 38 педагогов, более половины из них получают зарплату в 100 000 руб. в месяц и восемь учителей уже записались на олимпиаду.

Новокрещенов считает, что участие в олимпиаде привлекает в основном востребованных учителей старших классов, которые готовят учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Обычно эти учителя больше мотивированы на то, чтобы их ученики получали высокие баллы. И пытаются сделать учебную программу более богатой и разнообразной. Как следствие, эти педагоги получают хорошие стимулирующие выплаты и их зарплаты в Москве составляют 100 000 руб. и выше.

Зарплата учителя помимо оклада включает компенсации (за опасные условия труда, например учителю химии за работу с химическими реагентами, за работу в трудном климате, с детьми с ограниченными возможностями или же за классное руководство) и стимулирующие выплаты (за победы учеников на олимпиадах, высокие баллы по ЕГЭ, дополнительные исследования или программы для учеников), напоминает директор Центра развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Компенсации, говорит она, составляют около 5% общего дохода учителя, а стимулирующие выплаты – от 15 до 35%.

Хорошие стимулирующие скорее получит учитель, который в дополнение к штатной нагрузке по предмету тратит в день 2–3 часа на подготовку учеников к олимпиадам, его заработок в Москве с наибольшей вероятностью составит около 100 000 руб., говорит директор московской школы № 1564 Татьяна Смирнова. В ее школе средняя зарплата учителя – 96 000 руб., и все востребованные и высококвалифицированные учителя получают более 100 000 руб. На олимпиаду уже записались шесть учителей школы № 1564. По мнению Смирновой, учителям, которые готовят школьников к олимпиадам, важно самим принимать участие в подобных конкурсах: это позволяет повысить квалификацию и понять, с какими трудностями сталкиваются их ученики на олимпиадах для школьников.

Мнение учителей

Учителя московских школ обсуждают условия конкурса в профильных сообществах в соцсетях, рассказывает член Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов. По его словам, педагоги называют конкурс «подтасовкой», многие считают, что организаторы олимпиады хотят показать, что все учителя в Москве зарабатывают более 100 000 руб. в месяц, а в реальности это не так. Например, сам Перлов, 64-летний учитель географии в лицее «Вторая школа», получает около 60 000 руб. в месяц при нагрузке 22 часа в неделю. Он говорит, что по состоянию здоровья не может брать на себя внеурочную работу, поэтому не получает надбавок.

Перлов вспоминает публичную встречу Владимира Путина с победителями конкурса «Учитель года – 2016». Президент тогда спросил, сколько зарабатывает победитель конкурса, учитель русского языка и литературы Александр Шагалов из Армавира. Шагалов ответил, что его зарплата варьируется от 25 000 до 30 000 руб., что оказалось ниже среднего заработка педагогов в России. Перлов уверен, что власти Москвы не хотят повторения подобных историй и неудобных вопросов журналистов.

Учительница английского языка Марина Балуева из Санкт-Петербурга говорит, что если бы в ее городе проходил подобный конкурс, то многие учителя тоже не смогли бы в нем участвовать из-за завышенных требований к зарплате педагога и слишком большой ежедневной нагрузки в школе. По ее словам, учитель, у которого подряд восемь уроков, не в состоянии думать об участии в олимпиадах.

Кроме того, говорит Балуева, в Санкт-Петербурге учитель обычно получает 30 000 руб. в месяц, работая на одной ставке. Чтобы участвовать в таком конкурсе, он должен взять на себя две ставки, а кроме того, получить стимулирующие выплаты за дополнительную работу. По мнению Балуевой, это физически невозможно.

Ставка на сильных

В российских школах стимулирующие выплаты нередко распределяет между учителями директор, а не комиссия, говорит Абанкина. Поэтому ей кажется спорным требование о зарплате в 100 000 руб. – может получиться так, что директор сначала сам выбирает учителей, которым начисляется больше стимулирующих, а потом отправляет этих учителей на конкурс.

В пункте об уровне зарплаты участника налицо признаки дискриминации, потому что зарплата учителя и его знания не обязательно взаимосвязаны, полагает Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права юридической компании «Хренов и партнеры». По ее словам, педагог, который получит от организаторов конкурса письменный отказ по причине низкого заработка, сможет жаловаться в вышестоящие органы, например в департамент образования Москвы или в Минобразования. На основании отказа учитель вправе обратиться и в суд, требовать компенсации за оскорбление чести и достоинства, говорит Николаенко. Однако выиграть суд будет сложно: такой судебной практики почти нет, а организаторы используют в положении о конкурсе субъективные формулировки.

Ценз по зарплате приведет к тому, что в конкурсе примут участие только самые успешные учителя, которые в случае победы на олимпиаде станут еще успешнее, полагает Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС. По ее мнению, такая олимпиада не поможет решить реальных проблем российского образования: чрезмерной загрузки педагогов, отсутствия адекватной системы стимулирующих выплат и мотивации учителей к профессиональному росту.

А Абанкина говорит, что олимпиады для учителей-предметников помогают властям выставить в выгодном свете российское образование, потому что в российских школах традиционно много внимания уделяется именно преподаванию предметов. По ее мнению, больше пользы принесли бы олимпиады по педагогическому мастерству, где учителя могли бы продемонстрировать умение работать с разными детьми и находить подход к каждому отдельно взятому ребенку. Это традиционно слабое место российского образования, и здесь есть над чем поработать.

Такая олимпиада, подчеркивает Абанкина, не потребовала бы цензов по зарплате, так как за педагогическое мастерство учителям в сегодняшних российских школах никто не доплачивает. Зато самые разные учителя могли бы принять участие в конкурсе и отточить педагогические навыки.