Почему в списке лучших IT-брендов нет крупнейших банков и сотовых операторов

Специалисты по IT оценивают работодателей иначе, чем представители всех других профессий
Варвара Гранкова

28-летнего разработчика Java Script Геннадия Хотовицкого этим летом пригласили на собеседование в софтверную компанию EPAM. Предложение его заинтересовало, так как в ЕPAM было много интересных проектов, работа в разных командах разработчиков и интересные технологические задачи. Зарплата выше 100 000 руб. значительно превышала заработки на прошлом месте работы. Хотовицкий устроился в ЕПАМ. По его словам, на новом месте он повышает свой уровень, общаясь с разработчиками из других команд и обучаясь на онлайн-курсах программирования. Учиться успевает, потому что в компании нормированный рабочий день и четкий рабочий график, говорит Хотовицкий.

Многие разработчики в первую очередь интересуются на собеседовании проектами, технологиями и продуктами, которые делает компания, им важно влиять на сам  IT- продукт, говорит Анна Иванова, руководитель направления IT и телекомуникаций рекрутинговой компании Hays. Этим кандидаты из IT-отрасли существенно отличаются от кандидатов из других отраслей, отмечает она.

Отличия в предпочтениях и особенности найма IT-специалистов заставили компанию «Экопси консалтинг» и портал Habr ввести новое понятие – IT-бренд работодателя. Оно обозначает представление сотрудников и кандидатов о привлекательности работодателей для IT-профессионалов. «Экопси консалтинг» и Habr составили совместный рейтинг работодателей с точки зрения IT-специалистов, опросив 4723 IT-специалиста. Первые 20 мест заняли в основном компании-разработчики. Тройка лидеров – JetBrains, Cisco и Red Hat. Крупные компании представлены в топ-20 Hewlett-Packard (4-е место), ABBYY (10-е), «Лабораторией Касперского» (12-е), «Яндексом» (14-е), Samsung (15-е) и SAP (16-е). В число лучших не попали ни крупнейшие российские компании, не относящиеся к IT-отрасли, но активно, по их заявлениям, занимающиеся внедрением IT, ни крупнейшие банки. Почему так получилось? 

Что важно, что не важно

Большинство респондентов заняты в сфере разработки и системной интеграции, второй по численности оказалась группа IT-специалистов из телекома и консалтинга. В основном отвечали старшие или средние IT-специалисты из Москвы и Московской области в возрасте от 25 до 35 лет.

Респондентам предложили сравнить 500 компаний в 11 направлениях деятельности, начиная от разработки на заказ и больших данных и заканчивая информационной безопасностью и облачными технологиями. Каждому респонденту в зависимости от сведений в анкете предлагался выбор из компаний-работодателей (до 70 наименований). Сначала респонденты выбирали узнаваемых или неизвестных им работодателей, затем оценивали привлекательность, непривлекательность или нейтральность работодателей по 41 критерию. Критерии были разбиты на семь групп: имидж компании, оплата труда, организация работы, степень самостоятельности IT-специалиста, возможность профессионального развития, корпоративная культура и комфорт.

В первую пятерку самых значимых критериев вошли профессиональная среда, качество продуктов и услуг, ценность работы в компании для резюме, бережное отношение руководителя к сотрудникам и уровень оплаты труда. А самыми малозначительными для IT-специалистов критериями оказались стабильность компании, ее темпы роста, а также участие компании в госпроектах.

Оценки представителей разных IT-специальностей различались. Например, разработчики чаще тестировщиков указывали как важнейшие критерии наличие современных технологий, масштабные и амбициозные проекты, а также возможность работы без записи и прослушивания службой безопасности. А для тестировщиков были важнее хорошие отношения в коллективе. Начинающие специалисты выше всего ценили возможность развиваться, интерес руководства к мнению сотрудников, а также возможность поработать за рубежом. Для руководителей IT-проектов наиболее важна зависимость дохода от их собственной эффективности, а также инновационность проектов.

Следующий этап исследования назывался «Готовность купить»: нужно было указать, насколько условия, которые компания предлагает, совпадают с ожиданиями респондента. А в заключительной части опроса измерялась лояльность IT-специалиста, т. е. насколько он готов рекомендовать ее своим друзьям и знакомым как лучшего работодателя.

Всего в рейтинг вошли 77 работодателей из 500 предложенных компаний, авторы раскрыли первую двадцатку победителей, сославшись на соглашения о неразглашении с остальными участниками рейтинга.

Довольные и недовольные

5-е место в рейтинге заняла сервисная компания DataArt. Елена Федорова, старший вице-президент по развитию бизнеса в Восточной Европе DataArt, полагает, что попасть в пятерку лидеров помогли программа наставничества, действующая внутри DataArt, а также планомерная работа с начинающими специалистами, которые хотят попасть в IT-сектор. У компании есть бесплатные курсы английского для кандидатов с хорошей технической базой, а также интенсивные курсы по технологиям.

Елена Понаскова, директор по персоналу ABBYY (у компании 10-е место), говорит, что спектр технологий и языков разработки, использующихся в компании, широк и дает возможности развития большому числу программистов. По ее мнению, программистов мотивируют амбициозные задачи и работа в команде опытных экспертов. 

В SAP CIS (16-е место) работает 1300 человек, ежегодно на работу принимают до 150 новых IT-специалистов. По словам директора по персоналу SAP CIS Веры Соломатиной, в целом на рынке соискателей привлекает работа с широкой линейкой продуктов и экосистема компании. На собеседованиях разработчики спрашивают, как продукт, который они будут создавать, повлияет на рынок. Большинство видит свой карьерный рост в в в расширении профессиональной экспертизы. «Яндекс» от комментариев отказался.

Многие компании (анонимно или неанонимно) сообщили «Ведомостям», что недовольны результатами рейтинга. Социальная сеть «В контакте» заняла в рейтинге 23-е место. Наталья Танаева, руководитель направления развития бренда работодателя «В контакте», объясняет результат тем, что абсолютное большинство респондентов были из Москвы, а штаб-квартира «В контакте» находится в Петербурге. Она указывает, что детально компанию оценили всего 56 респондентов из 4723 участвовавших в исследовании. Соцсеть нанимает меньше людей, чем лидеры рейтинга, поэтому немногие могут оценить «В контакте» как работодателя, считает Танаева.

Портал HeadHunter.ru занял 17-е место. Олеся Плотникова, руководитель отдела подбора и адаптации hh.ru, тоже считает, что рейтинг не отражает реальность. По ее словам, бренды оценивало разное число респондентов, а принцип отсеивания исключил попадание в топы рейтинга флагманов российской IT-отрасли, таких как Mail.ru, а также «Сбера», «Тинькофф банка» и других компаний, лидирующих по найму IT-специалистов. 

Мало знают

Телекоммуникационная отрасль в целом получила оценки ниже, чем другие отрасли. Работа в телекоммуникационном секторе воспринимается на рынке труда IT-специалистов наиболее критично – средний индекс привлекательности силы IT-брендов компаний-работодателей составил 26%, говорит Вероника Луцкина, партнер «Экопси консалтинг» и руководитель команды исследования. Невысок показатель силы IT-бренда и в промышленных компаниях -  28%. Среди банков, по словам Луцкиной, большой разброс оценок: между первым и последним местом среди банков в рейтинге разница в силе IT-бренда составила 81%, а в среднем по банковской отрасли средний показатель силы IT-бренда составил 49%. 

«Ведомости» обратились за разъяснениями к крупным компаниям, чьи представители входили в экспертный совет исследования и обсуждали критерии, которые важны при оценке работодателей. Сбербанк и МТС отказались от комментариев. Mail.ru Group на вопросы не ответила, а «Тинькофф банк» не ответил по существу.

Алиса Мельникова, гендиректор «Cибур Диджитал», не назвала место, которое «Сибур» занял в рейтинге, сообщив лишь, что, по ее мнению, крупные компании из отраслей, не связанных с IT, — промышленность, банки и телеком -  не попали на первые места рейтинга, , потому что традиционно специалисты по IT считают IT-подразделения на предприятиях других отраслей вспомогательными, а работу в них менее интересной. «Сибур» за последние три года, по словам Мельниковой, создал полноценную IT-компанию, которая занимается цифровизацией производства и бизнеса и разрабатывает продукты для автоматизации производства, логистики, складов, работы с клиентами. По ее словам, компания проводит хакатоны, соревнования IT-специалистов, рассказывает о внутренних процессах кандидатам на собеседованиях, но чтобы изменить представления, сложившиеся на рынке, нужно больше времени.

X5 Retail Group, как сообщила Наталья Касьянова, директор по персоналу  X5 Технологии, заняла в рейтинге 51-е место. Однако только в 2020 г. она наняла около 600 технических специалистов в разыне IT-проекты, подразделения, связанные с цифровой трансформацией  торговых сетей, а в 2021 г. планирует нанять уже 1000 айтишников. В основном ритейлер набирает разработчиков и тестировщиков. По словам Касьяновой, многие технические кандидаты поначалу не воспринимают серьезно работу в IT-проектах компании, так как мало о них знают. И только на собеседовании, когда им рассказывают о цифровизации магазинов и в работе с клиентами ритейлера, они начинают интересоваться подробностями работы в компании. 

IT-специалисты и прочие

Анна Иванова, руководитель направления IT и телекомуникаций рекрутинговой компании Hays, считает отсутствие крупнейших компаний в числе лучших работодателей для специалистов по IT вполне закономерным. 

Для любого IT-специалиста важен продукт, который он делает, а чем крупнее компания, тем меньше зона ответственности каждого сотрудника и меньше его вклад в окончательный продукт, говорит Иванова. По ее мнению, IT-специалисты с сторожностью относятся к крупным компаниям за излишнюю бюрократию, в крупной компании  согут быть длительных процессы согласования каких-либо изменений. 

Компания Hays недавно проводила опрос, выясняя, чем же кандидаты из числа специалистов по IT отличаются от всех остальных по набору требований к работодателям. Компания опросила 254 IT-специалиста и 1766 прочих кандидатов.

Каждый третий (31%) IT-специалист сообщил, что для него известность бренда компании скорее не важна, чем важна. 69% айтишников изучают отзывы бывших сотрудников, 66% смотрят на услуги и продукцию компании. Этим IT-специалисты сильно отличаются от кандидатов из других отраслей, для 52% которых важна известность бренда. Разница объясняется тем, что много перспективных разработок делают малоизвестные стартапы и небольшие компании и IT-специалистам эти проекты интересны творчески, а популярность бренда компании их не волнует, говорит Анна Мигулина, старший консультант практики IT & Telecoms компании Hays. Соискатели же с другими специальностями не готовы сейчас рисковать: им важно, как компания зарекомендовала себя на рынке и какие гарантии она дает сотрудникам, уточняет Мигулина.

Для кандидатов из числа IT-специалистов характерен особый интерес к проектам, которыми они будут заниматься: ими интересуются 54% соискателей из сферы IT и 37% соискателей из других областей. 

Специалисты по IT не готовы к чрезмерному напряжению на работе, судя по результатам исследования Hays. По данным Hays, 63% айтишников не откликаются на вакансию, если в ее описании есть слова «стрессоустойчивость» и «готовность к переработкам». В других отраслях это останавливает лишь 47% кандидатов. Если в вакансии упоминаются переработки, кандидат сразу думает об условиях этих переработок, объясняет Хотовицкий. Многие компании не платят сотрудникам за переработки, говорит он. 

А хорошую зарплату специалисты по IT ценят даже больше, чем все остальные. Размер заработка считают значимым фактором при отклике на вакансию 80% респондентов из IT против 76% из других отраслей. Однако IT-специалисты часто не учитывают, что чем выше будет зарплата, тем больше с них будут спрашивать, делится наблюдениями Мельникова. По ее словам, часто IT-специалист устраивается на очень высокую зарплату и не справляется с поставленными задачами, увольнения в IT по причине невыполнения работы тоже не редкость, говорит она.