390 млн руб. за ледоколы

ФГУП «Росморпорт» отсудил у Балтийского завода неустойку в 390 млн руб. за срыв сроков сдачи двух ледоколов, которые завод строил в 2004–2009 гг.
Е. Кузьмина

ОАО «Балтийский завод»

судостроительный завод. акционеры – Межпромбанк (88,2%, номинальный держатель), ДКК (6%, номинальный держатель). Входит в Объединенную промышленную корпорацию сенатора Сергея Пугачева. финансовые показатели (РСБУ, 1-е полугодие 2010 г.): выручка – 226,4 млн руб., убыток – 10 млн руб.

В конце прошлой недели 13-й арбитражный апелляционный суд удовлетворил иск ФГУП «Росморпорт» к Балтийскому заводу и постановил взыскать с него 386 млн руб. неустойки, сообщил представитель «Росморпорта». Решение вынесено 21 октября, сообщается на сайте суда.

Иск к заводу предприятие подало в декабре прошлого года, в конце февраля Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал «Росморпорту» в претензиях.

«Росморпорт» подписал с Балтийским заводом договор на проектирование и строительство дизельного ледокола в октябре 2004 г., осенью 2005 г. госпредприятие заказало еще один ледокол. По контракту первое судно «Москва» завод должен был передать заказчику в ноябре 2007 г., второй ледокол – «Санкт-Петербург» – в феврале 2008 г. Весь заказ стоил около 5,6 млрд руб. Но стройка задержалась – «Росморпорт» получил «Москву» в декабре 2008 г., «Санкт-Петербург» – в июле 2009 г.

Контракт предусматривал выплату заводом неустойки в случае срыва сроков строительства в размере не более 8% от его стоимости, говорится в материалах арбитража.

Представитель Объединенной промышленной корпорации (ОПК), контролирующей Балтийский завод, отказался от комментариев до получения мотивировочной части судебного решения. Источник в ОПК говорит, что завод будет оспаривать решение в кассационной инстанции. В частности, завод не устраивает то, что суд отказался назначить техническую экспертизу проекта – она могла бы прояснить причины затягивания стройки, сообщил он.

Строительство судов для «Росморпорта» протекало очень сложно, рассказывает источник в ОПК. Заказчик уже в ходе работ требовал вносить изменения в проект, всего было около 6000 корректировок. Второе судно строилось еще до окончания ходовых испытаний первого, утверждает собеседник «Ведомостей».

Контракт можно было выполнить в срок, уверен бывший гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский, подписывавший шесть лет назад договор с «Росморпортом». По его словам, подготовка к строительству ледоколов шла больше года и задание было детально проработано. За срыв контракта завод должен заплатить неустойку – это нормальная практика взаимоотношений между исполнителем и заказчиком, считает Шуляковский.

Судебная победа «Росморпорта» произошла как раз в тот самый момент, когда владелец предприятия ослаб и заводу неоткуда ждать помощи, отмечает один из петербургских судостроителей. В октябре Центробанк отозвал лицензию у входящего в ОПК Международного промышленного банка за долги, пакет акций оказался в залоге у ЦБ.