Производство: Где потолок рынка

Никто не ожидал роста под 40% в 2011 г. Что происходит с рынком, почему он так быстро вырос? Вырос, во-первых, за счет стимулирующих программ. Во-вторых, за счет отложенного спроса. В-третьих, за счет активного восстановления рынков кредитования.

«Автостат»

Аналитическое агентство «Автостат» работает на российском информационном рынке с 2006 г. Основной вид деятельности – маркетинговые исследования автомобильного рынка.

Стимулирующие программы закончены, и они на 2012 г. не планируются. Отложенный спрос весь удовлетворен. При этом за счет стимулирования, в принципе, спрос перебран немножко вперед. То есть люди, которые могли бы купить в 2012 г., они за счет стимулов приобрели машины в 2011 г.

Рынок автокредитования тоже колеблется. Как мы сегодня слышали, Сбербанк к тем же 50% вернулся. А к 60% идти очень и очень долго и далеко. То есть динамики той не будет. Но при этом существует долгосрочный тренд роста рынка, потому что обеспеченность автомобилями в России очень низкая. При этом из 35 млн автомобилей, которые насчитываются в России сейчас, из них миллионов пятнадцать требуют скорейшей утилизации: это машины 18–20 лет от роду и т. д., т. е. их надо менять срочно.

Есть положительные тренды. Это второй автомобиль на семью. Это очень мощный тренд, когда женщины сейчас покупают или мужчины, вернее, покупают для женщины. Есть некий тренд роста числа машин в домохозяйствах. И есть некий тренд (2–3% прироста) числа домохозяйств, которые новые автомобили покупают.

Если не произойдет ничего глобального, то мы ожидаем в 2012 г. в лучшем случае повторения цифр этого года, т. е. роста не будет. В худшем случае – снижение на 5–8%. Это при отсутствии кризиса. Дальше если не произойдет чего-либо глобального с экономикой, то рынок активно продолжит расти. И суммарный показатель, на котором сходятся многие (некоторые чуть выше, некоторые чуть ниже), то я думаю, 3 млн автомобилей в год Россия будет потреблять в ближайшие лет десять, наверное. Плюс-минус 20%. Он может подрасти в какие-то годы до 3,5–3,6 млн, в какие-то годы снизится на уровень 2,4–2,6 млн, может быть.

На рынке легковых автомобилей, я думаю, вступление в ВТО не скажется практически никак по объемам рынка – не от этого зависит объем рынка. И он будет расти или снижаться не от фактора вступления в ВТО. Внутри рынка кому-то будет чуть интереснее здесь собирать, может, коллеги скажут, что в 2016 г., когда окончится режим промсборки, им будет выгоднее ввозить. Может быть, из Китая, я не знаю, может быть, из Индии, может быть, из Восточной Европы. Но внутри будет перераспределение. Но какого-то глобального тренда – его не будет. Может быть, чуть-чуть увеличится ввоз подержанных автомобилей, ну их и так на самом деле сейчас физлица ввозят. Может быть, немножко чуть-чуть юрлица будут. Но для рынка это незначимые проценты – 5–6%. То есть они не играют на рынке какой-либо существенной роли, и это будет внутреннее перераспределение спроса.

Все значительно сложнее с коммерческими автомобилями. Как Алексей Львович [Рахманов] показал, там пошлины меняются быстро и, так скажем, наверное, почти кардинально. Вот если так на самом деле произойдет, если не найдется какой-то механизм антидемпингового расследования или еще что-то, то на самом деле будет очень тяжело в ближайшей перспективе после вступления в ВТО «Камазу», ГАЗу, «Соллерсу» – и даже, наверное, тем сборщикам, которые на территории Калужской области сборку грузовых автомобилей производят. Поэтому, пока мы еще не вступили, надо очень активно работать с правительством, смотреть, искать варианты и подкладывать вот эту соломку, стелить именно в сфере коммерческих автомобилей.

Коммерческие автомобили еще и провалились в кризис, вы знаете, там при падении рынка легкового на 50% коммерческие автомобили провалились почти на 70% и восстанавливались медленнее. Вот эти вот классные цифры, что рост в 2011 г. к 2010 г. по коммерческому – он ого-го какой, на самом деле связаны с тем, что легковой рынок поддержали еще в 2010 г., и он уже тогда вырос, а грузовой рынок в 2010 г. еще был в самом низу, и его никто не поддерживал. И вот этот лаг сдвига примерно на полгода-год – он восстанавливаться стал позже, поэтому эти красивейшие цифры – они выражаются и сейчас в плюсах, все очень хорошо.

Но если смотреть отношение 2011 г. к докризисному 2008 году, рынок легковых автомобилей находится в динамике -13%, рынок легких коммерческих – порядка -16–17%, рынок грузовых автомобилей где-то порядка -20% к 2008 г. и рынок автобусов где-то порядка -23%.