Свидетель против Google

Европа готовит почву для нового антимонопольного дела против Google. Свидетелем по нему может выступить «Яндекс»
Евгений Разумный/ Ведомости

Доминирование по-европейски. 92,46%

составляла доля Google в обработанных поисковых запросах на рынке Европы в ноябре 2014 г., свидетельствуют данные StatCounter

Еврокомиссия привлекла «Яндекс» в качестве свидетеля по делу против американского Google, сообщило интернет-издание Gigaom со ссылкой на анонимные источники. Антимонопольные органы интересуются, есть ли у независимых от Google разработчиков свободный доступ к магазину приложений Google Play для устройств под управлением операционной системы Android. В частности, чиновников смущает требование, предъявляемое Google к разработчикам таких устройств: компания заставляет их размещать в этих устройствах ее приложения. На главном экране Android-фонов и планшетов обычно размещены приложения Google - магазин Google Play, карты Google Maps, почта Gmail, облачное хранилище данных Google Drive, видеохостинг YouTube и браузер Chrome. А предложения сторонних разработчиков ограничиваются.

Представитель Еврокомиссии отказался от комментариев, но представитель «Яндекса» Ася Мелкумова подтвердила, что компания получила запрос от европейского регулятора, причем еще в июле 2014 г. Запрос, по ее словам, связан с расследованием злоупотреблений доминирующим положением Google на Android. Началось это расследование еще в 2013 г. и может стать основанием для дела, аналогичного антимонопольному разбирательству Европы против Microsoft в 2009 г., считает Мелкумова. «Яндекс», по ее словам, предоставил европейцам материалы, касающиеся предустановки его сервисов на мобильные устройства разных производителей.

Договориться о предустановке приложений «Яндекса» на устройства под управлением Android бывает непросто, признает Мелкумова: в договорах производителей с Google есть ограничения для сторонних разработчиков. А в последнее время даже ограниченное сотрудничество под угрозой запрета - в пример Мелкумова приводит недавний отказ российского производителя смартфонов Explay сотрудничать с «Яндексом». Он совпал с началом выпуска смартфонов Explay с предустановленным пакетом приложений Google Mobile Services. Отказ от «Яндекса» похож на вынужденную меру, навязанную Explay новым партнером, говорила Мелкумова ранее: «В последние годы Google последовательно усложняет распространение конкурирующих поисковых и других сервисов на мобильных устройствах под управлением Android и в браузере Google Chrome». Представитель Explay подтверждал «Ведомостям»: отказ от продуктов, конкурирующих с Google, - одно из стандартных условий соглашения с американской компанией.

Еврокомиссия уже четыре года расследует деятельность Google в Европе. Многие работающие в Европе компании жаловались, что Google злоупотребляет доминирующим положением на рынке поиска (см. врез): например, он занижает позиции конкурирующих сервисов в результатах поиска. Жаловались на Google не только европейские, но даже американские компании - Microsoft, Yelp, Expedia и др.

Вариант решения проблемы, позволяющий пользователю Android выбирать, например, поисковую систему, - так называемый ballot screen (экран выбора), который внедрил в Европе Microsoft после разбирательства с Еврокомиссией, считает Мелкумова. При загрузке компьютера, на который установлена Windows, возникает специальный экран, предлагающий выбрать тот или иной браузер, - такое решение позволяет пользователям легко выбирать продукты, которые они предпочитают, и переносит конкуренцию в продуктовую плоскость вместо дистрибуционной, говорит она.

На прошлой неделе Европейский парламент поддержал решение направить в Еврокомиссию запрос о разделении бизнеса поисковых систем. В частности, речь может идти о запрете увязывать поиск в той или иной системе с использованием коммерческих интернет-сервисов той же самой компании. Google в подготовленном парламентариями документе ни разу не упоминается, зато в нем говорится, что для борьбы с доминированием в интернете может быть использовано «отделение поисковых механизмов от других коммерческих сервисов». Сотрудник Google утверждал, что голосование Европарламента не несет юридических последствий для компании, а само решение называл политическим. Вчера представитель Google отказался от комментариев.

Может ли потенциальное новое дело против Google как-либо помочь «Яндексу», пока не ясно. «Путь до решения может занять несколько лет, и мы не можем предугадать его содержание», - констатирует руководитель группы антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов. Но к решениям антимонопольных органов против Google он советует «Яндексу» относиться «с определенной степенью осторожности», ведь «Яндекс» - лидер российского сегмента интернета - может и сам подпасть под похожие меры регулирования, только в России.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) интересуется ситуацией на рынке интернет-поиска, сказал «Ведомостям» начальник управления ФАС Владимир Кудрявцев. «Яндекс» в службу еще не обращался, но она следит за событиями, в том числе и в Европе, говорит он.