Ближний круг показаний на Дональда Трампа

Готовность сотрудничать с комиссией Мюллера людей из окружения президента делает запуск процедуры импичмента реальным

В президентской карьере Дональда Трампа наступают, похоже, самые драматичные дни: судебные процессы по делу двух близких ему людей – главы предвыборного штаба Пола Манафорта и личного адвоката Майкла Коэна – дают материал для предъявления президенту США официальных обвинений и запуска процедуры импичмента, которую может инициировать нижняя палата, если на ноябрьских довыборах большинство в ней получат демократы.

Процесс по делу Манафорта в штате Виргиния связан с расследованием роли России в выборах президента США в 2016 г., которое ведет спецпрокурор Роберт Мюллер. Манафорт был признан виновным по восьми из 18 (оставшиеся 10 могут быть направлены на повторное рассмотрение) пунктов обвинения, связанного с сокрытием от налогов $16 млн, полученных им за работу на Украине политконсультантом Партии регионов Виктора Януковича. Это напрямую Трампа не касается, хотя и наносит определенный репутационный ущерб, а прямых связей штаба с Россией процесс не выявил.

Более серьезные последствия может повлечь процесс в Нью-Йорке над Коэном, который пошел на сделку со следствием по инкриминируемым ему финансовым, налоговым преступлениям, совершенным во время избирательной кампании в 2016 г. В суде под присягой он заявил, что лично по указанию кандидата в президенты передавал двум женщинам деньги – $160 000 и $130 000 – за молчание о прошлых сексуальных отношениях с кандидатом с целью повлиять на исход выборов. Трамп факт выплат категорически отрицал, а в ответ на признания Коэна написал в Twitter, что это «не преступления», съехидничав, что если кто ищет хорошего адвоката, то он не рекомендует Коэна.

Слова Коэна означают, что Трамп участвовал в криминальном заговоре в нарушение закона о финансировании избирательных кампаний, отмечает политолог Владимир Фролов. Это, указывает Фролов, достаточный повод для предъявления официальных обвинений и основание для вынесения импичмента конгрессом. Сейчас палата представителей, контролируемая республиканцами, на это не пойдет. Но в ноябре пройдут довыборы и если демократы получат в нижней палате большинство, то начало процедуры импичмента гарантировано, полагает Фролов. Поводов может стать больше, если Коэн согласится на сотрудничество с комиссией Мюллера, а он уже заявил, что будет «счастлив рассказать все». Критическими могут стать показания, что Трамп знал заранее о взломе русскими избирательного штаба демократов, – о том, что он готов их дать, сообщил CBS адвокат Коэна. А Манафорта в сентябре ждет еще один процесс, где будут плотнее изучены его связи с Россией, в том числе через политконсультанта Константина Килимника, связанного, по мнению Мюллера, с российскими спецслужбами. У Кремля все ставки на Трампа и ноль коммуникаций с его противниками, говорит Фролов, и если версия о его молчаливом сговоре с Россией подтвердится, то мало Кремлю и России не покажется.