Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации постоянно исследует вопросы формирования инвестиционно-предпринима-тельской климата и качества институциональной среды стран мирового сооб-щества. Экономическая свобода в условиях рыночной экономики – это клю-чевой показатель институционального качества инвестиционной-предприни-мательской среды в стране. Содействие экономической свободе имеет решаю-щее значение для поступательности развития национального хозяйства, поз-воляет оптимизировать политику структурной трансформации национального хозяйства, рационализировать политику поддержки и субсидирования в ры-ночном хозяйствовании, включая стимулирование развития НИР, НИОКР и даже оптимизации процесс энергоперехода в современных условиях.
Экономическая свобода создает условия для отдельных лиц и организа-ций эффективно управлять ресурсами, активами и капиталом в соответствии с действующим законодательством и нормами в рыночной среде. Как свиде-тельствуют многолетние исследования для определения уровня экономиче-ской свободы в мировой практике применяются разнообразные методы и стро-ятся рейтинги стран. В частности Индекс экономической свободы (EFI), опре-деляемый и публикуемый Heritage Foundation (Фонд «Наследие», США) и Wall Street Journal, но с 2023г стал ориентирован на «служение нашим (США) ценностям», утратив свою объективность и игнорируя по факту санк-ционные рестрикции, которых только на начало 2025г. против России было введено 23 872 акта. Индекс экономической свободы мира, разработанный Джеймсом Гварни и Робертом Лоусоном и публикуемый канадским Институ-том Фрейзера формируется преимущественно на данных третьих лиц, ориен-тирован на добровольность обмена и определение свободы конкуренции и за-щиту частной собственности. И хотя используются 42 переменные ( в т.ч. налоговые ставки, степень юридической независимости, уровень инфляции, стоимость импорта и регулируемые цены и др, предоставляемые, как правило, международными организациями, поддержавшими рестрикции к развивающимся экономикам при отсутствии согласия СБ ООН), он не учитывает санкционной политики против России и дружественных к ней стран. Таким образом репрезентативность данного индекса представляется весьма сомнительной.
В рамках фундаментальной научно-исследовательской темя «Эволюция экономической глобализации в условиях полицентризма», выполняемой в рамках государственного задания 2025г. Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации был проведен анализ уровня экономи-ческой свободы в современной мировой экономике c акцентом на место гос-ударственного регулирования/управления в странах мирового сообщества, в т.ч. с учетом применения широкомасштабной санкционной, не согласованной с СБ ООН, политики со стороны западных стран. В этой связи в качестве объ-ектов исследования выбраны:
- дружественные РФ страны: Индия, Китай, Вьетнам, Турция, Бразилия, ОАЭ, Саудовская Аравия;
- недружественные РФ страны: США, Канада, страны Европейского со-юза, Австралия.
В этой связи ведущим научным сотрудником ИнИМЭО, проф. Медведе-вой М.Б. в современных условиях торгово-политической дихотомии и неста-бильности во внешнеполитической среде при расчете индекса экономичсекой свободы были учтены такие составляющие как:
1) последствия политического воздействия на уровень экономической свободы страны (оценка влияния санкционной войны, таможенного регулиро-вания, реализуемых в рамках оказания политического давления одной страны на другую);
2) уровень непредвзятости используемых данных для оценки экономи-ческой свободы в рамках формируемых мировых индикатив – индексов Herit-age Foundation (Фонд «Наследие») и Wall Street Journal, Института Фрейзера.
Для реализации предложенного подхода была разработана методика ку-мулятивной оценки экономической свободы, которая включает:
- использование обеих методик оценки – и Фонда «Наследие», и Фрей-зера;
- применение корректировочных коэффициентов в зависимости от ис-пользуемых источников;
- добавление оценки влияния последствий политического манипулиро-вания на уровень экономической свободы страны;
- определение места стран в трех рейтингах – рейтинге Фонда «Насле-дие», рейтинге Фрейзера, рейтинге влияния последствий политических мани-пуляций на уровень экономической свободы страны.
Методика кумулятивной оценки экономической свободы, предложенная Медведевой М.Б., включает оценку политического влияния на уровень эконо-мической свободы, т.е. значение рейтинга, сформированного по данному кри-терию, должно корреспондировать в равной степени с двумя другими рейтин-гами при определении среднего арифметического значения.
Оценка влияния последствий политического манипулирования на уро-вень экономической свободы страны должна включать следующие критерии:
- наличие /или отсутствие фактов прямого запрета отечественным ком-паниям (физическим лицам) на осуществление внешнеэкономического взаи-модействия с компаниями из других стран. Запрет не регламентирован норма-тивно-правовыми актами;
- наличие/или отсутствие общего запрета на осуществление внешнеэко-номического взаимодействия с компаниями из других стран. Запрет регламен-тирован нормативно-правовыми актами;
- наличие /или отсутствие запретов на импорт продукции из других стран;
- наличие /или отсутствие фактов прямого запрета со стороны зарубеж-ных стран на осуществление внешнеэкономического взаимодействия с компа-ниями из определенных стран. Запрет не регламентирован нормативно-право-выми актами;
- оценку высокого или низкого уровня дифференциации таможенных та-рифов, установленных в анализируемой стране;
- оценку высокого или низкого уровня дифференциации таможенных та-рифов, установленных в других странах в отношении продукции, произведен-ной в исследуемой стране;
- оценку уровня влияния турбулентности внешней экономики на внеш-неторговый оборот страны (темп снижения внешнеторгового оборота);
- отношение экспорта к ВВП в странах, практикующие санкционную войну против других государств.
Оценка по представленным критериям производится по 100-балльной шкале. Это позволит четче детализировать оценку, а также точнее определить значение уровня экономической свободы по параметру политического мани-пулирования. При этом оценка влияния последствий политического манипу-лирования на уровень экономической свободы страны определяется на основе совокупности индикаторов, часть из которых определяется экспертным путем, часть – с помощью расчетов.
Согласно проведенному расчету получено, что самый высокий уровень экономической свободы у Бразилии – 63, 13 балла. Итоговая оценка отражает возможности компаний частного и государственного сектора страны беспре-пятственно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, не подверга-ясь жесткому контролю со стороны государства. Причем этот момент закреп-лен и на законодательном уровне, и на институциональном. К тому же страна демонстрирует довольно высокую устойчивость с точки зрения воздействия не нее турбулентности мировой экономики, оказывающей влияние на внешнюю торговлю Бразилии.
Второе место – 57,5 балла занимает Саудовская Аравия, национальные компании которой не подвергаются диктату со стороны государства и имеют весьма диверсифицированный бизнес, несмотря на то, что экспортная спе-циализация страны связана с мировым рынком углеводородов. Страна – круп-нейший поставщик нефти, член ОПЕК.
Трете место – ОАЭ, кумулятивный индекс равен 51,88, что свидетель-ствует о высокой степени экономической свободы субъектов хозяйственной деятельности. Государство обеспечивает крупному национальному бизнесу поддержку, что оказывает положительное влияние на уровень развития наци-ональной экономики.
Четвертое место среди дружественных России стран по значению ку-мулятивного индекса экономической свободы- 49,38 балла принадлежит Вьетнаму, который весьма успешно идет по пути рыночных реформ. Государ-ство способствует формированию благоприятных условий для внешнеторго-вой деятельности национальных компаний, что благоприятно сказывается на деловом климате страны, делая страну привлекательной для иностранных ин-вестиций, дальнейшего развития внешнеэкономического комплекса как важ-нейшего элемента национальной экономики.
Пятое место у Индии- 43,13 балла. Индия успешно реформирует наци-ональную экономику, получая доходы от экспортной деятельности, которые направляются на дальнейшее развитие экспортно-ориентированных произ-водств. Но в стране – низкий уровень дифференциации таможенных тарифов, что свидетельствует о том, что страна проводит довольно либеральную внешнеторговую политику.
На шестом месте расположилась Турция с 41,88 баллами, на седьмом сама Россия- 41,25, а на восьмом – Китай с 38,13 баллами. Государство в Китае жестко регламентирует взаимоотношения национальных компаний с внешне-экономическими партнерами других стран. Именно на уровне государства разрабатывается политика, которой должны следовать крупнейшие компании, представляющие не только госсектор, но и частный бизнес.
Таким образом, из проанализированных дружественных стан Бразилия имеет самый высокий кумулятивный показатель экономической свободы, Ки-тай – самый низкий. Россия занимает среднее положение в этом рейтинге.
Что касается недружественных России стран, то среди них самый вы-сокий показатель экономической свободы у США, которые явились инициа-тором большинства антироссийских санкций и прямых запретов своим наци-ональным компаниям по ведению бизнеса с Россией . Кумулятивный индекс США составляет 21,25 балла.
Такой же по значению индекс и у Австралии, идущей в форватере по-литики США, в том числе и во внешнеэкономической сфере.
Канада и ЕС имеют значение индекса -20,0 баллов. ЕС, наряду с США ввела многочисленные антироссийские санкции, в результате которых многие ведущие национальные компании были вынуждены покинуть Россию, что свидетельствует об отсутствии экономической свободы у бизнеса, даже круп-ного, который должен подчиняться политическому диктату в своих странах. Канада, будучи членом северо-американской зоны свободной торговли USMCA, в проведении своей внешнеэкономической политике традиционно была ориентирована на США. Ожидается, что Канада столкнется со значи-тельным давлением со стороны США, которые требуют быстрого увеличения расходов на оборону, но при этом политические традиционные союзники по G7 достаточно слабы и у них нет единства. Канадские компании, работающие в США, будут в значительной степени подвержены произвольным решениям таможенно-тарифного регулирования со стороны США, а структурная неста-бильность в собственно политике США ухудшит деловой и инвестиционный климат в Северной Америке. Отношения США и Канады вступают в фазу дихотомии и непредсказуемости на следующие четыре года.
Использование методики расчета кумулятивного индекса экономической свободы в сочетании с анализом существующих подходов к определению данного показателя в мировой практике позволило сделать следующие выводы:
1. В условиях экономической глобализации имеет место прямая связь между индексом экономической свободы и динамикой экономического роста. В со-временных условиях имеет место внешнеполитическое воздействие на эконо-мическую свободу, которое проявляется в виде создаваемых одной группой государств условий ограничений свободы и возможностей для других стран. В первую очередь, это касается вопросов ограничения внешнеторговых пото-ков. Примером такого лечения является действующая на сегодняшний день санкционная война недружественных стран против России.
2. Обеспечение свобод большего количества субъектов рынка и отдельных лиц возможно только путем применения мер государственного регулирования, ко-торые допускают недопущение разделения свобод одних акторов в результате облегчения реализации свобод другими акторами
3. Практически во всех дружественных и недружественных к России странах имеет место усиление государственного регулирования, направленного на оптимизацию внешнеэкономического сотрудничества в контексте реализа-ции своих национальных интересов. При этом особое внимание в условиях эволюции экономической глобализации придается качеству институтов, обеспечивающих как верховенства права, защиту прав собственности, сво-боду контрактов и конкуренции для формирования эффективной экономиче-ской системы, так и не обслуживающих интересы иностранных юрисдикций или ТКН/МНП.
4.По кумулятивному индексу экономической свободы, рассчитанному авто-рами, большинство развитых экономик имеют самый высокий уровень государственного вмешательства в хозяйственную деятельность своих субъектов, в т.ч. существенно ограничивающих внешнеэкономическую деятельность. Среди развивающихся рынков и развивающихся экономик уровень свободной хозяйственной деятельности существенно выше, чем в развитых странах, но при этом они вынуждены в настоящее время принимать законодательные нормы, защищающие их от всеобъемлющей экономической глобализации, продвигаемой развитыми странами и МНП/ТНК, головные компа-нии которых зарегистрированы в развитых экономках.
5. Процесс локализации преимуществ экономической глобализации на регио-нальном уровне будет сопровождаться развитием экономических свобод на уровне внутрирегионального взаимодействия, при этом на внешнем контуре будет наблюдаться некоторое повышение регуляторных барьеров по отноше-нию к третьим странам, что будет обосновываться национальными интере-сами стран регионального взаимодействия.
Материал подготовлен д.э.н.. профессором, директором Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Перской В.В. и профессором, ведущим научным сотрудником Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Медведевой М.Б