Тен Юлия Павловна, доктор философских наук, доцент, профессор Кафедры маркетинга, ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, считает, что фигура Сергея Есенина может быть источником для креативных идей в современном брендинге.
Осень в сознании россиян прочно ассоциируется с рябиной – красивым стройным деревцем, которое с конца августа украшают ярко-красные бусы – ягоды. С древних времен на Руси рябина считалась символом плодородия и благополучия. Ягоды рассматривались как символ семейного счастья, сильной и верной любви. Это дерево, способное цвести и приносить плоды в нашем суровом климате, воплощает стойкость и надежду. Из-за ассоциаций, которые сложились в русской поэзии, рябина может ассоциировать печаль и горечь...
В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. Пожалуй, эти строки великого русского поэта серебяряного века, Сергея Есенина, написанные 101 год тому назад, знакомы каждому из нас.
21 сентября (3 октября по новому стилю) все поклонники творчества Сергея Есенина будут отмечать 130 летний юбилей со дня рождения поэта. Великий поэт родился в селе Константиново Рязанской губернии, в самом сердце России. Не случайно, в наши сердца он вошел как поэт-лирик, так воздушно и тонко обрисовав нашу Родину – великую страну, познавшую в своей истории как радость, так и горечь страданий.
Влияние есенинского представление о России, ее исторической судьбе актуально и в наши дни. Интерес к творчеству и жизни Сергея Есенина не угасает. Его поэзия часто используется в российских социальных сетях, вдохновляя простых людей, а также писателей, художников, музыкантов, дизайнеров. Песни на стихи Есенина до сих пор популярны у представителей разных возрастов. Можно вспомнить исполнение песен на есенинские стихи Александром Вертинским и современную интерпретацию стихотворения “Гуляка” в исполнении Алексея Воробьева.
Причина популярности творчества поэта – в его способности передавать глубокие идеи и идеалы посредством простого и понятного языка, при этом используя прием яркой визуализации образов и символов из мира природы. Не случайно, что среди знаменитых исполнителей песен на стихотворение “Береза” – Сергей Лемешев и Евгений Мартынов. Созданное в 1913 г. Есениным стихотворение “Береза” стало стимулом для популяризации образа березы как одного из символов России как в нашей стране, так и за рубежом. Интересно заметить, что сочетание штрих-кода по аналогии с корой березы избрано для логотипа национального бренда “Сделано в России”.
Творчество Сергея Есенина до сих пор служит источником для креативных идей и культурных проектов.
Фонд поддержки социально-общественных инициатив «Стат.АП» информирует, что с 3 сентября 2025 г. запущен Международный видеоконкурс художественной декламации «Строки Есенина» — это творческий проект, посвящённый 130-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Конкурс направлен на популяризацию искусства художественного чтения, развитие интереса к наследию поэта и бережное отношение к русскому слову.
Интересно, что фигуру Сергея Есенина можно рассматривать как своего рода инфлюенсера. Инфлюенсер – это человек, мнение которого интересно и важно для большого числа людей. Обычно в роли инфлюенсера выступает знаменитость или эксперт в какой-либо области. Есенин был настолько незаурядной личностью, что его судьба и творчество до сих пор влияет на умы людей.
Сергей Есенин – личность яркая, незаурядная, с очень интересной, но драматичной судьбой. Известны попытки “оживить” поэта посредством новых технологий, включая нейросеть. Известно, что Сергей Александрович с высоким чувством стиля выстраивал свой образ, сделав себя иконой стиля. В историю вошли два модных выхода поэта: первый – в крестьянском амплуа, когда он появился на публике в рубахе-косоворотке, дополненный золотым поясом; второй – в стиле городского франта: он использовал щегольские вещи – смокинги, перчатки, цилиндр и пр. А в современные времена зачем нам гнаться за кумирами и поп-дивами западного общества? Не лучше ли дизайнерам и художникам черпать вдохновения в истории наших соотечественником? Как сообщает “PROfashion.ru” (журнал и портал о моде для профессионалов), к 130-летию со дня рождения Сергея Есенина бренд O’stin и «Яндекс Книги» при поддержке «Плюс Студии», продюсерского центра «Яндекса», создали лимитированную коллекцию, вдохновленную стилем и поэзией писателя. Коллекция «Есенин» от O’stin — это отражение тренда культурного кода и визуальный диалог с эпохой, где романтика прошлого переосмысляется в контексте современной моды. Вдохновением послужил сам поэт: его образ, манера самовыражения, эмоциональная глубина. На футболках, рубашках и аксессуарах размещены принты и вышивки со строками из «Письма к женщине» и других произведений. Строчки выбраны не случайно — они передают суть личности Есенина. Среди принтов — архивный портрет поэта из Московского государственного музея С. А. Есенина.
Журнал “Яндекс Маркет” сообщает россиянам, что подборка электронных версий уже ждёт на полке «Есенинский стиль» в Яндекс Книгах. А свежие издания можно найти в Маркете в разделе «Живите так, как вас ведёт звезда». В нём представлены книги от «Эксмо» с лучшими стихотворениями отечественных классиков в стильных обложках и с биографическими материалами, которые помогут сильнее погрузиться в творчество писателя.
Следует заметить, что образ Сергея Есенина уже давно используют маркетологи в разных целях не всегда отвечающему высокому вкладу Есенина в русскую культуру. Широко известно, что Есенин написал стихотворение “Исповедь хулигана”. Но надо понимать, что Есенин считался в своем время хулиганом из-за его стремления к свободе и самостоятельности в поэтическом творчестве.
В далеком 1924 г. вышел сборник стихотворений С. Есенина – “Москва кабацкая”. Слово “кабак” означал заведения, где продают и употребляют спиртные напитки. Кабацкий означает, напоминающий обстановку подобного заведения, – разгульный, шумный, беспутный. Отсюда образ Есенина часто предстает как “озорного гуляки” и дебошира. К сожалению, ряд маркетологов делают акцент на этом аспекте имиджа великого поэта, полагая, видимо, что привлекут внимание большей аудитории, если используют столь известное имя. Поэтому и появляются кафе, рестораны, бары, в названиях которых фигурирует имя Есенина. Однако использование имени известной исторической личности в подобном контексте может привести к снижению ее высокого значения в русской культуре. Между тем скрытый идейный смысл цикла “Москва кабацкая” состоит в чувстве одиночества поэта, в поиске себя и своего места в обществе. Цель цикла была не в том, чтобы описать “падение” героя, а в том, чтобы показать дно подобного образа жизни, казать на потребность в поиске сил для духовного возрождения. Не смотря на противоречивый образ Есенина в современной российской массовой культуре, следует помнить, что Сергей Есенин был настоящим патриотом своей Родины. У Есенина была возможность эмигрировать из России, но он этого не сделал. Он слишком сильно любил ее... Не смотря на сложный и драматический путь Есенина, его отношение к эпохальным сдвигам в судьбе страны после Октябрьского переворота 1917 г., строки “Но люблю тебя, родина кроткая!” из стихотворения “Русь” до сих пор являются ориентиром для русского душой человека в непростые времена нашей истории.
По сути фигура Сергея Александровича Есенина – это один из скрепов той устойчивой системы реальных и поэтических образов, которые поддерживают социокультурный код России.