Проблема трудоустройства студентов, стоящих перед выбором — полностью посвятить себя образованию или совмещать учебу с работой, — остается одной из самых острых в современной российской экономике и социальной сфере. Анна Морозова, доцент Финуниверситета полагает, что этот выбор во многом определяет не только дальнейшую карьерную траекторию молодого специалиста, но и его профессиональное становление, финансовую независимость и личностное развитие. Анализ статистики и мнений экспертов позволяет понять масштабы проблемы и наметить возможные пути ее решения.
Статистика за 2024 - 2025 годы рисует сложную, но обнадеживающую картину. Согласно данным Министерства науки и высшего образования РФ, около 65% студентов старших курсов бакалавриата и специалитета в той или иной форме совмещают учебу с работой. При этом лишь 40% из них работают непосредственно по получаемой специальности. Мониторинг Министерства труда и социальной защиты РФ показывает, что уровень безработицы среди выпускников вузов в течение первого года после окончания составляет около 8 - 9%. Это ниже, чем в предыдущие годы, что свидетельствует о положительной динамике на рынке труда для молодых специалистов. Ключевыми проблемами, которые выделяет статистика, остаются несоответствие ожидаемого уровня заработной платы реальным предложениям работодателей (в среднем разрыв составляет 15 - 20%) и требование к опыту работы, которое предъявляют более 70% компаний к соискателям-выпускникам.
Эксперты двух ключевых министерств - Минобрнауки и Минтруда - сходятся во мнении, что проблема требует комплексного подхода и усилий со всех сторон.
Представители Министерства науки и высшего образования РФ делают акцент на необходимости интеграции образования и практики. Как отмечает заместитель министра О.В. Петрова, гибкие формы обучения (вечерняя, заочная, дистанционная) и расширение практики внедрения практико-ориентированных программ — ключ к решению дилеммы. Здесь задача современного вуза видится не в передаче «голых» теоретические знания, а в научении студентов применять их на практике. Сегодня важно говорить о развитие программ стажировок, привлечение работодателей к разработке образовательных стандартов и создание сильной системы целевого обучения, которые позволят студенту начать карьерный путь еще в стенах университета, не жертвуя качеством образования.
Специалисты Министерства труда и социальной защиты РФ, в свою очередь, подчеркивают важность программ поддержки на государственном уровне. Они ссылаются на успешные проекты, такие как «Первая работа» и расширенная программ стажировок для выпускников, которые субсидируются государством. Современный рынок заинтересован в молодых кадрах, при этом ему нужны «готовые» и опытные специалисты. Парадокс, но факт.
Таким образом, дилемма «учиться или работать» сегодня все чаще решается в пользу определенного симбиоза - «учиться и работать». Идеальная модель, к которой стоит стремиться, — это интеграция академического знания с прикладными навыками, получаемыми на реальном рабочем месте. Для студента такой путь, хотя и сопряжен с высокой нагрузкой, является наиболее выигрышной инвестицией в свое будущее. Он позволяет к моменту получения диплома иметь не только документ об образовании, но и реальный трудовой опыт, первичные профессиональные связи и понимание реальных процессов внутри выбранной индустрии.
В заключение Анна Морозова, доцент Финуниверситета, подчеркивает, что проблема трудоустройства студентов постепенно трансформируется из неразрешимого противоречия в управляемый процесс. Совместные усилия образовательных учреждений, государства и бизнеса позволяют создать экосистему, в которой получение качественного образования и построение успешной карьеры перестают быть взаимоисключающими понятиями, а становятся двумя сторонами одной медали — профессионального успеха молодого поколения.