Транспортная развязка к Пулково: инфраструктура как инструмент маркетинга региона

В Санкт-Петербурге на 681-м км скоростной трассы М-11 «Нева» продолжается строительство транспортной развязки к аэропорту Пулково. В настоящее время общая готовность объекта превысила 70%, сообщил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.

Строительство транспортной развязки к аэропорту Пулково на федеральной трассе М-11 «Нева», на первый взгляд является исключительно инфраструктурным проектом. Однако для экономики Санкт-Петербурга и Ленинградской области данная инициатива имеет важное маркетинговое значение, влияя на формирование привлекательности региона для туристов, бизнеса и инвесторов.

В современном мире транспортная доступность — это один из ключевых факторов позиционирования территорий и их конкурентоспособности. По данным Всемирного экономического форума, инфраструктура входит в топ-5 факторов, определяющих инвестиционную привлекательность страны или региона. Россия в глобальном индексе конкурентоспособности инфраструктуры за последние годы постепенно укрепляет позиции, но остаётся в середине рейтинга: в 2023 году страна занимала 47-е место из 141 государства. Для Санкт-Петербурга, крупнейшего транспортного узла Северо-Запада, наличие скоростных и удобных связей с международным аэропортом является критически важным условием, позволяющим усиливать свои позиции в глобальной маркетинговой конкуренции за туристов и инвесторов.

Согласно статистике Росавиации, в 2023 году пассажиропоток аэропорта Пулково составил около 20,4 млн человек, что на 12% больше, чем в 2022 году. При этом на международные направления пришлось свыше 30% всех перевозок. Каждому пассажиру, прибывающему в Санкт-Петербург, важно не только качество обслуживания в самом аэропорту, но и скорость доступа в центр города. Здесь вступает в силу маркетинговый аспект: впечатление от транспортной инфраструктуры формирует общее восприятие региона. Исследования компании McKinsey показывают, что более 60% туристов и деловых путешественников оценивают качество дорог и транспортных связей как фактор, влияющий на вероятность возвращения в город.

«Сегодня транспортная инфраструктура — это не просто дороги и развязки, а ключевой элемент маркетинга территорий. Каждый новый объект, повышающий мобильность и доступность, усиливает бренд региона, формирует положительный пользовательский опыт у жителей и гостей. В условиях растущей конкуренции между городами за туристов, инвестиции и человеческий капитал такие проекты становятся фактором стратегического позиционирования. Санкт-Петербург в этом смысле делает важный шаг вперёд, создавая основу для устойчивого развития и роста своей привлекательности в долгосрочной перспективе», — отметил эксперт, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Кудряшов Вадим Сергеевич.

«Помимо туризма, значимым направлением становится развитие бизнес-климатa. Санкт-Петербург входит в число крупнейших деловых центров России: доля города в ВРП страны составляет около 6%, а более 2,5 тыс. иностранных компаний имеют здесь свои представительства. Для бизнеса важна предсказуемость логистики: удобный и быстрый доступ к аэропорту увеличивает шансы города на привлечение международных конференций, форумов и выставок. С точки зрения маркетинга территорий это даёт конкурентное преимущество перед другими российскими мегаполисами, где проблемы с транспортной доступностью остаются более острыми», — также отметил эксперт.

Следует отметить и внутренний маркетинговый эффект: транспортная развязка позволит разгрузить Пулковское шоссе, которое ежедневно используется десятками тысяч автомобилистов. Согласно данным Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, среднесуточный трафик на этом участке превышает 120 тыс. автомобилей. Сокращение пробок и повышение скорости движения автоматически повышает уровень удовлетворённости жителей. В маркетинге территорий такие факторы играют решающую роль: высокий уровень качества городской среды становится частью «продукта», который регион предлагает своим жителям.

Если рассматривать проект с точки зрения цифр, эффект для экономики может быть весьма существенным. По оценкам Минтранса РФ, каждый рубль инвестиций в транспортную инфраструктуру в среднем генерирует от 2,5 до 3 рублей мультипликативного эффекта в смежных отраслях — гостиничном бизнесе, общественном питании, торговле, деловых услугах. Для Санкт-Петербурга это означает дополнительные стимулы для роста сферы туризма, которая в 2023 году принесла городу более 400 млрд рублей дохода, обеспечив 7% регионального ВРП.

Кроме того, строительство развязки формирует позитивный информационный фон. Публикации о прогрессе проекта работают как маркетинговый инструмент государственного брендинга: они сигнализируют о надёжности, предсказуемости и готовности региона к развитию. В условиях, когда доверие к инфраструктуре напрямую влияет на стратегические решения бизнеса и туристов, такие новости имеют не меньший эффект, чем классические рекламные кампании.

Важно подчеркнуть и цифровую составляющую проекта: вдоль трассы уже проложено 70% кабельной канализации для будущей автоматизированной системы управления дорожным движением. Это свидетельствует о переходе к «умной» инфраструктуре, которая отвечает требованиям современного урбанистического маркетинга. Наличие интеллектуальных транспортных систем формирует у аудитории представление о технологичности и инновационности региона, что особенно важно для позиционирования Санкт-Петербурга как города, привлекательного для высокотехнологичных компаний и стартапов.

Таким образом, завершение строительства транспортной развязки к аэропорту Пулково на трассе М-11 «Нева» станет не только решением практических задач логистики, но и инструментом стратегического маркетинга региона. Ускорение доступа к аэропорту, разгрузка городских магистралей, улучшение впечатления туристов и рост инвестиционной привлекательности создают комплексный эффект, выходящий далеко за рамки дорожного строительства.

Другие пресс-релизы