Эволюция бизнеса в РФ: подготовка замены режима самозанятости

Режим налогообложения для самозанятых, введенный в России в 2019 году, стал одним из самых успешных и заметных налоговых экспериментов последних лет. Уточним, что согласно данным interfax.ru на конец лета 2025 г. в РФ фиксировалось 14,3 млн самозанятых, когда в 2024 году насчитывалось 11,2 млн таковых. Режим налогообложения для самозанятых легализовал огромный сектор теневой экономики, предоставив миллионам граждан простой и понятный механизм для законной деятельности. Уточним, что при доходе до 2,4 млн руб. в год самозанятые выплачивают налог на профессиональный доход в размере 4% (с доходов от физлиц) или 6% (с доходов от юрлиц / ИП), другие обязательные платежи отсутствуют. Однако, как и любой эксперимент, он имеет ограничения и временные рамки. Идея о необходимости подготовки к замене этого режима, активно озвучиваемая министром экономического развития Максимом Геннадьевичем Решетниковым, не является сигналом к его скорой ликвидации. Это взвешенный стратегический курс на создание более универсальной, справедливой и устойчивой налоговой системы будущего, основанный на принципах эволюционного развития, как поясняет доцент Финуниверситета Анна Морозова.

Ключевая позиция здесь по мнению адвоката Ольги Григорьевой (г. Москва) заключается в том, что самозанятость – это не постоянный отдельный класс налогоплательщиков, а скорее «буферный» или «переходный» режим. Его главная задача – дать человеку возможность легально начать работать на себя с минимальными барьерами. Успех этого подхода очевиден: за несколько лет число самозанятых перевалило за несколько миллионов, а поступления в бюджеты исчисляются десятками миллиардов рублей. Однако, по мнению адвоката Татьяны Болотовой (г. Новокузнецк), эта модель создает и системные вызовы. Во-первых, возникает вопрос справедливости по отношению к малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям (ИП), которые несут более высокую налоговую и административную нагрузку. Это создает риски для добросовестной конкуренции. Во-вторых, самозанятость, будучи чрезвычайно упрощенной, не решает вопросов с пенсионными накоплениями и социальными гарантиями в долгосрочной перспективе для самого гражданина.

Таким образом, Анна Морозова, доцент Финуниверситета полагает, что подготовка замены – это не отказ от достигнутого, а поиск интеграционной модели. Речь идет о создании такой фискальной системы, которая сохранит простоту и доступность для микро-бизнеса, но при этом будет обеспечивать более сбалансированные условия для всех участников рынка и полноценную социальную защиту.

М.Г. Решетников уточняет, что наиболее вероятным представляется не упразднение режима, а его глубокая трансформация и сближение с упрощенной системой налогообложения (УСН). Возможно, будет создан новый, гибридный статус – например, «индивидуальный предприниматель-микро» или «самозанятый-предприниматель». Такой статус мог бы сочетать в себе ключевые преимущества текущего режима: низкую ставку, простую отчетность через мобильное приложение и минимальные взносы. При этом в него могли бы быть интегрированы обязательные страховые взносы, пусть и в существенно сниженном размере, что стало бы первым шагом к формированию пенсии. Другим вариантом может стать автоматический переход наиболее успешных самозанятых, чей доход превысит определенный порог в течение нескольких лет подряд, на специальный льготный патент или УСН, что стимулировало бы естественный рост бизнеса.

Отметим, что М.Г. Решетников подчеркивает, что любое изменение должно быть максимально плавным и предсказуемым. Недопустимо одним днем лишить миллионы людей комфортных условий работы. Поэтому ключевое слово здесь – именно «подготовка». Она предполагает широкое публичное обсуждение с профессиональными сообществами, экспертами и самими самозанятыми, тестирование пилотных моделей в отдельных регионах и поэтапное внедрение с длительными переходными периодами.

В заключение можно сказать, что подготовка к замене режима самозанятости, о которой говорит М.Г. Решетников, – это признак зрелости данной политики. Власти демонстрируют, что видят не только сиюминутные выгоды от легализации, но и долгосрочные структурные изменения. Цель заключается не в том, чтобы усложнить жизнь, а в том, чтобы построить более прочный и справедливый фундамент для развития малого бизнеса и самозанятости как его неотъемлемой части. Успех этой реформы будет зависеть от того, насколько удастся сохранить главное достоинство текущего режима – его простоту и привлекательность для граждан, дополнив его элементами устойчивости и социальной защищенности.

Другие пресс-релизы