Личный гид в мир языков: как ИИ и дополненная реальность персонализируют обучение в Финансовом университете

В стремительно развивающейся образовательной среде интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в области изучения иностранного языка становится необходимым условием. Технологии искусственного интеллекта не только повышают эффективность изучения языка, но и революционизируют традиционные методики, используемые в этой сфере.

Перед студентами открываются  новые захватывающие возможности для развития своих языковых навыков, позволяющие им вступать в многоязычные и мультикультурные сообщества.

Как искусственный интеллект мотивирует и вдохновляет современных студентов на продуктивное изучение иностранного языка?

Один из самых эффективных способов  освоения иностранного языка – это метод языкового погружения, например, с использованием дополненной реальности (AR).

Дополненная реальность (AR) в образовательном процессе позволяет интегрировать виртуальные объекты и информацию в реальную среду, что делает учебные материалы более практичными, интерактивными и релевантными изучаемой теме.

Интерактивный учебный контент с применением AR представляет собой увлекательные задания, игры и симуляции, что делает процесс обучения более захватывающим и удерживающим внимание обучающихся. Студенты могут взаимодействовать с виртуальными объектами, проводить исследования, и решать задачи в практическом формате.

AR способствует развитию у студентов социальных навыков, таких как коммуникация, сотрудничество и лидерство, например, через задания, требующие совместной работы и решения задач в группах.

Старший преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, доцент  Татьяна Калинина перечисляет следующие возможности, которые предлагает применение дополненной реальности в процессе освоения иностранного языка:

виртуальные экскурсии по музеям мира

виртуальное посещение  исторических мест или географических объектов,

с одновременным аудио и видео сопровождением данной активности на изучаемом иностранном языке

виртуальные беседы с носителями языка

виртуальные экскурсии в зарубежные страны с аудио и видео сопровождением и комментариями о культуре, обычаях и стиле жизни данной страны и народа

посещение онлайн-курсов иностранного языка вместе со студентами  со всего мира

овладение языком в различных контекстах, таких, как собеседовании при приеме на работу, выступление на конференции, участие в бизнес-переговорах

Кроме того, использование дополненной реальности  может помочь персонализировать освоение иностранного языка, то есть настроить обучающий материал под каждого студента в отдельности, соответствующий его уровню знаний и стилю обучения.

С 2022 года в Финансовом Университете работает центр VR-технологий — «Киберхаб». В числе инициаторов интеграции передовых технологий в образовательный процесс – Кафедра английского языка и профессиональной коммуникации. В рамках её проекта «Museum Quest» виртуальная реальность служит инструментом для решения комплексных задач: изучение иностранных языков, приобщение к мировой культуре и осмысление духовных ценностей. Посещая виртуальные туры по ведущим музеям, студенты значительно расширяют свой профессиональный и культурный кругозор.

Внедрение новых проектов с дополненной реальностью трансформирует изучение языка из академической дисциплины в инструмент для решения практических профессиональных задач.

Конкретные примеры, в которых можно будет использовать AR в освоении иностранных языков на базе центр VR-технологий — «Киберхаб».

Проект 1: «AR-гид по Международному финансовому центру»

Цель: Отработка профессиональной лексики (финансы, инвестиции, регулирование) в иммерсивной среде.

Реализация: Студенты надевают AR-очки или используют планшеты в холле университета. На стенах «появляются» интерактивные графики, котировки мировых бирж в реальном времени и интервью с CEO международных компаний (на английском языке).

Задание для студента:

Выступить с презентацией для «виртуальных инвесторов» (AR-аватаров), объясняя график динамики акций.

Ответить на их вопросы, используя профессиональную лексику.

Результат: Преодоление языкового барьера в условиях, максимально приближенных к реальным бизнес-переговорам.

Проект 2: «Тренажер для собеседования в международную компанию»

Цель: Подготовка к реальной карьере в глобальной финансовой структуре.

Реализация: AR-программа, в которой студент находится в виртуальном кабинете рекрутера международного банка (например, J.P. Morgan или HSBC). Рекрутер (AR-персонаж) задает стандартные и ситуационные вопросы («Tell me about yourself», «How would you handle a conflict with a colleague?»).

Задание для студента: давать развернутые ответы, демонстрируя не только языковую грамотность, но и soft skills (уверенность, язык тела, профессиональная коммуникация).

Результат: Формирование «мышечной памяти» для успешного прохождения интервью на английском, снижение стресса перед реальным собеседованием.

Таким образом, AR помогает преодолеть барьеры традиционного обучения, предоставляя возможность практиковать иностранный язык в ситуациях, приближенных к реальной жизни, что бесспорно важно для формирования навыков профессионального, в данном случае, делового общения. Кроме того, такие технологии, безусловно, мотивируют студентов, предлагая инновационный и увлекательный подход, повышая их вовлеченность и интерес к изучению языка, даже если это связано с такой формализованной областью знания, как экономика и финансы.

Другие пресс-релизы