Разрыв в ценности инвестиций в ИИ

Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) обнаружила растущий разрыв между компаниями-лидерами по внедрению технологий ИИ от большинства компаний, которые изо всех сил пытаются получить хоть какую-то выгоду от своих инвестиций в ИИ. Исследование BCG показало, что лишь 5% компаний успешно добиваются финансовой выгоды от масштабного внедрения ИИ. В противоположность этому, 60% компаний не получают никакой материальной выгоды, сообщая лишь о минимальном приросте, несмотря на значительные инвестиции в эту технологию.

Согласно отчету BCG, организации с самыми высокими показателями эффективности, не просто добиваются успеха; они создают огромный и всё увеличивающийся разрыв в стоимости ИИ. Они уже обеспечивают рост выручки в 1,7 раза и рентабельность по операционной деятельности (EBIT) в 1,6 раза выше, чем отстающее большинство. Эти организации вышли за рамки отдельных экспериментов и кардинально переосмыслили свою деятельность, повышая доходность для акционеров за счёт роста выручки и ощутимых улучшений рабочих процессов. Остальные 35% компаний прилагают усилия по масштабированию, но признают, что движутся недостаточно быстро, чтобы успевать за развитием. Компании, ориентированные на будущее развитие, получив первые плоды, теперь реинвестируют свои доходы, чтобы продвинуться ещё дальше. Они планируют увеличить расходы на ИТ на 26% и выделить на ИИ 64% больше своего ИТ-бюджета в 2025 году. В результате общий объём инвестиций в ИИ на 120% превышает аналогичный показатель у их менее активных конкурентов. Компании-лидеры ожидают двукратного роста выручки и в 1,4 раза более значительного снижения затрат благодаря своим ИИ-приложениям.

Консалтинговая компания BCG ключевой причиной этого неравенства называет неэффективное руководство. В отстающих компаниях высшее руководство часто делегирует стратегию внедрения ИИ среднему или низшему руководству, не формулирует чёткого видения ценности инвестиций и слишком распыляет ресурсы между разрозненными инициативами. Секрет успеха кроется в проверенной стратегии, которой следуют ведущие пять процентов компаний-лидеров. Эти компании рассматривают внедрение искусственного интеллекта как многолетнюю программу, спонсируемую советом директоров и генеральным директором, с амбициозными, четко поставленными целями. Почти все руководители высшего звена в организациях-лидерах, активно взаимодействуют с ИИ, в то время как в отстающих компаниях таких лишь 8%. Они продвигают модель совместного владения бизнесом и ИТ-отделами, практику, которую они в 1,5 раза чаще применяют, чем их коллеги. Один из руководителей высшего звена розничной торговли рассказал BCG, что они «в частности, уделяют особое внимание поддержке высшего руководства и праву собственности компаний на преимущества ИИ, что создаёт возможности для инвестиций».

О разрыве в инвестициях в технологии искусственного интеллекта, рассказывает доцент кафедры искусственного интеллекта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Емельянова Наталия Юрьевна:

Компании-лидеры не просто автоматизируют существующие процессы, они сосредоточены на перестройке и создании основных бизнес-процессов, где и заключается основная ценность. Ускорителем ценностного разрыва стало появление и инвестиции в агентный ИИ, сочетающий в себе предиктивные и генеративные возможности, что позволяет ему рассуждать, учиться и действовать автономно с минимальным участием человека. Этих ИИ-агентов можно рассматривать как цифровых работников, способных выполнять сложные рабочие процессы – от управления цепочками поставок до обслуживания клиентов.

Ведущие компании быстро развиваются: треть из них уже использует ИИ-агентов, в то время как среди отстающих компаний практически нет ни одной. Эти лидеры отдают приоритет вариантам использования ИИ-агентов для улучшения клиентского опыта. ИИ-агенты открывают огромные возможности, но их нельзя просто подключить и использовать: компаниям необходимо срочно пересмотреть подходы к выполнению работы, учитывая влияние ИИ-агентов на существующие процессы, роли и навыки.

О факторах успеха компаний-лидеров в области внедрения ИИ рассказывает Коротеев Михаил Викторович, заведующий кафедрой искусственного интеллекта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:

Еще одним фактором успеха компаний-лидеров по внедрению ИИ является то, что они не концентрируются на сокращении рабочих мест, они активно повышают квалификацию своих сотрудников для взаимодействия с ИИ. Такие компании планируют повышать квалификацию своего персонала, инвестируя в широкомасштабное внедрение ИИ для сотрудников и выделяя время на структурированное обучение. Они также чаще привлекают сотрудников к совместному проектированию и преобразованию рабочих процессов для внедрения ИИ-агентов, обеспечивая более плавное внедрение и укрепляя доверие.

Ведущие организации избегают проблемы разрозненных, немасштабируемых прототипов и строят свои решения на основе центральной интегрированной платформы ИИ. Это позволяет им создавать общие функции безопасности и мониторинга всего один раз, а затем использовать их повторно, ускоряя развертывание и обеспечивая масштабирование в масштабах всего предприятия. Большинство этих компаний используют единую модель данных, охватывающую всё предприятие, что обеспечивает быстрый доступ к надёжным и контролируемым данным.

Главные препятствия на пути к получению прибыли от инвестиций в ИИ носят не технический, а организационный характер, связанный с персоналом, стратегией и процессами. По мере развития технологий и ускорения лидеров, возможности наверстать упущенное быстро сокращаются. Компании, не способные действовать решительно сейчас, рискуют остаться позади навсегда.

Другие пресс-релизы