Особенности развития финансового сектора в странах Северной Африки

В условиях протекционистской и санкционной политики развитых стран Северная Африка из-за своего географического положения является перспективным партнером для Российской Федерации в части развития финансово-экономического сотрудничества. Следует подчеркнуть, что Северная Африка является регионом с огромным потенциалом развития в самых разных секторах экономики. Однако экономическое взаимодействие России со странами Северной Африки характеризуется существенным нераскрытым потенциалом. В текущих условиях оценка финансового сектора стран Северной Африки важна с точки зрения налаживания партнерских отношений с российскими финансовыми организациями.

Институт исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ провел углубленный анализ финансового сектора стран Северной Африки, к числу которых, по данным Экономической комиссии ООН по Африке (UN ECA), относятся Тунис, Судан, Марокко, Мавритания, Ливия, Египет и Алжир. О некоторых особенностях, выявленных в результате анализа, рассказали ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, кандидат экономических наук, Мамедов Турал Натиг оглы и ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, кандидат экономических наук Балюк Марина Альбертовна.

Северная Африка – уникальный регион, расположенный на пересечении основных транспортных коридоров, соединяющих Европу, Африку и Азию. Исторически страны Северной Африки были в большей степени связаны с арабским миром, поэтому в настоящее время их преобладающим населением являются мусульмане, а государственным языком - арабский (только в Судане два официальных языка, второй - английский).

Современный финансовый сектор стран Северной Африки начал формироваться еще в колониальный период. Вновь созданные на месте бывших колоний государства после обретения независимости провели масштабную национализацию, что объясняет сохраняющийся высокий уровень централизации управления экономикой и значительную роль государства в их финансовых системах. Привлечение иностранного капитала в банковскую сферу жестко регламентируется государством. Некоторые иностранные банки (в частности, французские Societe Generale и Credit Agricole, а также американский Citibank) имеют отделения и филиалы в странах Северной Африки, но масштаб их деятельности невелик, они строго контролируются государством и не оказывают существенного влияния на национальную финансовую систему. Напротив, банки стран Северной Африки (в первую очередь Марокко) осуществляют активную экспансию в страны африканского континента, расположенные к югу от Сахары. По данным агентства Ecofin, «Европейские банки покидают Африку, уступая рынки более конкурентоспособным местным финансовым организациям», которые «оказываются более приспособленными к возросшим регуляторным ограничениям, лучше ориентируются в конкретных условиях на континенте».

Для оценки общего состояния финансового сектора стран Северной Африки были использованы стандартизированные формы отчетов (Standardized Report Forms), составляемые национальными регуляторами в соответствии со стандартами МВФ и требованиями международных статистических стандартов по формированию макроэкономических финансовых показателей. В соответствии с методологией МВФ стандартизированные формы отчетов (СтФО) составляются в национальных валютах и содержат агрегированные показатели статей балансов центрального банка, кредитных организаций, банковского сектора в целом, а также других финансовых организаций, к числу которых относятся инвестиционные компании, фондовые биржи, брокерские организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, лизинговые и факторинговые компании и прочие посредники, оказывающие услуги финансового характера.

Для обеспечения сопоставимости представленных в СтФО в национальных валютах данных как между собой, так и с информацией, содержащейся в других международных базах, был осуществлен перевод национальных валют в доллары США. В качестве базы для пересчета выбран обменный курс учетной единицы Африканского Банка Развития (АфБР) - AfDB Unit of Account (UA), ежемесячно устанавливаемый на основе корзины валют, определяющих курс SDR (доллар США, евро, японская йена, фунт стерлингов и китайский юань) и публикуемый на сайте АфБР.

В структуре денежной базы исследуемых стран превалируют денежные средства в виде наличных, а именно свыше 85% на деньги в обращении приходится на Марокко и Алжир (93,6% и 85,5% соответственно). В Тунисе этот показатель составляет 69,5%, в Мавритании – 67,6%, в Ливии – 46,7%, в Египте – 41,5%, в Судане – 37,9% (в России – 69,2%). Особенности регулирования экономики связаны с принятыми мерами центральных банков по сдерживанию инфляции.

Сделан вывод о высоком уровне централизации операций с нерезидентами практически во всех исследуемых странах (за исключением Египта и Туниса), что может объясняться как особенностями регулирования, так и низким международным рейтингом национальных банковских структур. Объем международных финансовых операций банков на порядок ниже, чем объем аналогичных операций национальных ЦБ. Например, в Алжире чистые иностранные активы кредитного сектора имеют отрицательное значение в размере - 0,37 млрд долларов США в отличие от 66,67 млрд долларов США у ЦБ Алжира. Для сравнения: в России чистые иностранные активы кредитных организаций составляют примерно 1/5 часть аналогичного показателя ЦБ.

Что касается требований кредитных организаций к другим секторам, то показатель имеет максимальное значение в Египте (162,8 млрд долларов США, что в 7,2 меньше аналогичного показателя в России), в Марокко (131,6 млрд долларов США) и в Алжире (81,1 млрд долларов США). Относительно более низкое значение показателя может служить индикатором недостаточной развитости кредитования в стране.

В исследуемых странах доминирует банковский сегмент, остальные сегменты в большинстве стран (за исключением Марокко и Египта) представлены слабо или находятся в зачаточном состоянии. В банковской системе стран Северной Африки, за исключением Судана, преобладают традиционные банки западного типа. Во всех рассматриваемых государствах присутствуют «исламские окна» в традиционных банковских учреждениях.

Ни в одной из стран Северной Африки не разрешено свободное использование национальной валюты для осуществления внешнеэкономических операций. При проведении операций с третьими странами используется так называемый «конвертируемый» вариант местной валюты, учитываемый на специальных счетах в уполномоченных банках.

Исследование, проведенное Мамедовым Т.Н. и Балюк М.А., показало, что с точки зрения налаживания партнерских отношений с российскими компаниями и организациями, финансовый сектор стран Северной Африки нельзя рассматривать как единое пространство, в котором можно было бы установить общие принципы и правила взаимодействия, устраивающие всех его участников. Страны Северной Африки различаются между собой по уровню экономического развития, по текущему состоянию и технологическому обеспечению их финансовых секторов и особенностям их законодательного регулирования. В этой связи существует необходимость дифференцированного подхода к каждой стране Северной Африке при выстраивании финансово-экономического сотрудничества.

Другие пресс-релизы