Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации проанализировал состав и структуру информации, раскрываемой и подлежащей раскрытию стратегическими и системообразующими организациями в составе официальных форм корпоративной отчетности, с точки зрения степени освещения в них так называемых факторов устойчивого развития (ESG-факторов): экологического (E); социального (S); фактора управления (G). Исследование показало достаточно высокую (до 40 % в целом и более 70 % в части информации об общих аспектах деятельности организации) степень раскрытия ESG-факторов в составе стандартизированных форм статистической отчетности, что делает ее одним из инструментов формирования национальной повести устойчивого развития экономики.
Показано, что несмотря на неопределённость и ситуативную смену приоритетов, есть все основания полагать, что корпоративная ESG-повестка в Российской Федерации продолжит своё развитие, принимая во внимание изменение подходов к составлению отчётов, запросов ключевых пользователей информации и внешней среды бизнеса. При этом, концептуально необходимо обеспечить смещение фокуса устойчивого развития от глобального к национальному, путём привязки целей устойчивого развития к задачам национальных проектов России.
Указанные изменения заложены в национальной концепции государственного управления «Государство как платформа», реализуемой в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (2025 - 2030 гг.). Одним из ключевых инструментов концепции государственного управления «Государство как платформа» выступает статистическая отчетность организаций, формируемая с использованием государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".
В ходе исследования была проанализирована корпоративная отчетность репрезентативной группы, включающей 73 из 935 стратегических и 175 из 1106 системообразующих организаций России, внесенных в официальные реестры таких организаций на дату оценки. Кроме того, был проведен контент-анализ положений нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру формирования стратегическими и системообразующими организациями России отчетной информации.
Исследование показало, что с точки зрения раскрытия факторов устойчивого развития отечественная статистическая отчетность более информативна, чем предусмотренные международными стандартами форматы нефинансовой отчетности. При описании базовых параметров деятельности (капитала, бизнес-процессов, результатов) более чем в 70 % статистических отчетных форм предусмотрено раскрытие информации, характеризующей факторы устойчивого развития бизнеса. Кроме того, в статистической отчетности достаточно основательно (более чем в 180 отчетных формах) предусмотрено описание специфических аспектов деятельности и факторов устойчивого развития организаций основных отечественных комплексов и отраслей деятельности.
Подход по использованию статистической отчетности как инструментальной базы формирования национальной повести устойчивого развития экономики может быть реализован в рамках федерального проекта «Государственная статистика», являющего частью национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».
По мнению заведующего Кафедрой аудита и корпоративной отчетности Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финуниверситета Романа Булыги «формирование в рамках корпоративной отчетности организаций стандартизированного блока статистических отчетных форм и показателей должно послужить мощным импульсом становления национально-ориентированной повестки устойчивого развития как экономических субъектов, так и станы в целом». Исследование показало, что использование статистической отчетности как инструментальной базы повести устойчивого развития может стать значимым фактором повышения эффективности государственного управления в современных условиях.