Эмоциональный интеллект – понятие, включающее в себя целый ряд психологических навыков, среди которых способность осознавать и контролировать собственные эмоции, принимать взвешенные решения и брать на себя ответственность за их результат, выстраивать межличностные отношения и эмпатия. Если же речь идет о развитии эмоционального интеллекта у нейросетевых алгоритмов, то во главу угла ставится, как правило, возможность технологий интерпретировать человеческие эмоции – вопрос, привлекающий внимание исследователей еще с момента возникновения компьютера. Среди успешных экспериментов – опыт профессора компьютерной лингвистики Оксфордского университета Стивена Пулмана и его аспиранта Каро Мойланена, которые в 2009 году обучили компьютер анализировать эмоциональные компоненты текста. Для этого они разработали систему классификации на основе 57,000 словаря эмоционально окрашенных лексем, анализирующую слова в рамках заданных грамматических конструкций и присваивающую тексту тот или иной эмоциональный статус.
В каких областях распознание эмоций является ключевым? Во-первых, в частном секторе для оценки удовлетворенности клиента и создания персонализированных предложений. Во-вторых – в работе правоохранительных организаций. Согласно британскому аналитическому изданию The Economist, некоторые правоохранительные организации используют инструменты, разработанные в лаборатории искусственного интеллекта Университета Аризоны, для анализа постов с негативной эмоциональной окраской на интернет-форумах, где общаются политические радикалы. Эти алгоритмы позволяют выявлять склонных к агрессии и деструктивному поведению пользователей и, в ряде случаев, предотвращать террористические акты. Руководитель лаборатории Хсинчун Чен сообщает, что из восьми миллионов сообщений его программное обеспечение может выявить двадцать – тридцать записей, авторов которых оно идентифицирует как потенциально опасных для общества и требующих пристального наблюдения. В-третьих – в образовании. Так, созданный исследователями НИУ ВШЭ нейросетевой метод интерпретации эмоций направлен на выявление заинтересованности и вовлеченности в процесс обучения слушателей онлайн-мероприятий.
Но насколько точным будет интерпретация эмоций при помощи алгоритмов и можно ли полностью полагаться на их оценку эмоционального состояния целевой аудитории?
Анализ сотен научных работ в области психологии, посвященных взаимосвязи мимики и чувств, показал, что не существует надежных доказательств наличия универсальных для всех культур и соответствующих базисным эмоциям выражений лица. Как отмечает в своем исследовании доктор психологических наук Северо-Восточного университета Бостона Лиза Фельдман Барретт, хмурое выражение лица транслирует гнев у взрослого человека лишь в 30% случаев, в то время как в остальных 70% проявления мимики варьируются. При этом хмурый вид может быть атрибутом и других психологических состояний, таких как концентрации внимания или скепсис. Неоднозначный характер выражений лица свойственен и всем остальным проанализированным автором эмоциям: отвращению, страху, радости, печали и удивлению.
Необходимо также учитывать важность контекста, задающего «ситуативные координаты» для определения чьего-то психологического статуса. Так, Алекс Мартинез, профессор факультета вычислительной и электротехники университета штата Огайо провел эксперимент, в котором участникам показывали фотографию ярко-красного мужского лица с раскрытым в крике ртом. Руководствуясь этим снимком большинство участников интерпретировали показанную эмоцию как ярость. Затем, вернув фотографии исходный масштаб и отдалив изображение, им показали футболиста с раскинутыми руками, празднующего забитый гол. Таким образом, его внешне агрессивное выражение лица на самом деле транслировало радость и ликование.
В силу вариативности и многогранности проявления эмоций и наличия не всегда очевидных для стороннего наблюдателя обусловливающих их внешних факторов, задача их точного определения остается невыполнимой, тем более для компьютера.
Одновременно, для социальных профессий понимание человеческих психологии и чувств является ключевым. Значимости эмоциональности интеллекта у преподавателя высшей школы была посвящена дискуссия на круглом столе «Преподавание через мультимедиа», организованного 4 октября 2025 года Кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ. С точки зрения к. филол. н., старшего преподавателя кафедры Ксении Романовой, психологическое состояние студента является одним из базовых факторов, влияющих на его мотивацию. Благодаря созданию преподавателем на семинаре по иностранному языку доброжелательной атмосферы, подразумевающей инклюзивность и равное внимание ко всем его участникам, установлению эмоционального контакта с аудиторией и чуткому отношению к тем, кто испытывает трудности при преодолении языкового барьера, возникают условия для более эффективного усвоения материала обучающимися и повышения в их глазах ценностной значимости учебного процесса. Как отметила американская писательница Майя Энджелоу: «Люди забудут ваши слова и поступки, но они никогда не забудут, что вы заставили их чувствовать».
Кроме этого, именно эмоционально отзывчивый и проницательный человек способен передать своим слушателем понимание ценности личности другого, развить деликатность и чувство такта, сформировать у них склонность к межличностному диалогу и продуктивному отстаиванию собственной точки зрения.
И, наконец, «эмоциональная компетентность» преподавателя позволяет продемонстрировать на практике – что особенно актуально для направлений подготовки будущих руководителей – эффективность управленческой стратегии, которая строится на понимании корреляции психологического состояния сотрудника и его продуктивности.
Таким образом, эмоциональный интеллект – это свойство сознания, требующее непрестанного развития и совершенствования. И если некоторые его аспекты успешно внедряются в нейросети, то их оценки тем не менее требуют критического отношения и анализа.