Трансформация всех сфер жизни общества во обязательном порядке должна включать образование, т.к. никаких изменений не получится, если не будет достаточно квалицированных кадров. Для их появления в технологической сфере образование тоже должно быть технологичным. По оценкам BusinesStat, в 2024 году оборот рынка образовательных технологий в России вырос на 21% и составил 149 млрд рублей. Подготовка кадров соответствующих запросам экономики в сложившихся и прогнозируемых условиях является неотъемлемой частью существенного количества стратегических документов, в том числе в Концепции технологического развития на период до 2030 года, в соответствии с которой субъектами технологического развития будут «научно-образовательные структуры способные реализовывать технологические проекты», в Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, содержащей указание на приоритет о «возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений».
Следовательно, реализация национальной технологической инициативы (НТИ) по созданию в Российской Федерации полноценного рынка образовательных технологий является актуальной для нашего общества, по мнению Елены Баракиной, доцента кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Функционирующий в рамках НТИ рынок Эдунет – это рынок продуктов и сервисов, которые вовлекают человека в развитие и реализацию своего потенциала. Ключевыми его направлениями являются вовлеченность человека в процесс обучения и развития, включая персонализацию, нативные интеграции в сервисы, удовлетворяющие другие потребности людей, а также искусственный интеллект; построение процессов на данных, которые мотивируют и способны оценить интеллектуальный прогресс человека, создать пространство для развития и реализации потенциала.
Развитие данных направлений с помощью технологий искусственного интеллекта, больших данных, виртуальной и дополненной реальности, которые способны обеспечить персонализацию развития потенциала человека через применение индивидуальных практик, когда сервисы и технологии поддерживают выявление и достижение персональных целей, а также групповые практики для развития потенциала человека в организациях и сообществах. Данные технологии создают системы управления развитием на основе данных с автоматизацией диагностики человека, его поведения и потенциала и разработкой редизайна рабочих процессов на основе данных о человеке и команде. Цифровая среда в виде цифровых и смешанных вовлекающих платформ и продуктов: лаборатории в виртуальных пространствах, симуляторы, киберфизические тренажеры, которые активно создаются на базе учебных заведений, например, в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации работает Киберхаб, в рамках которого создаются виртуальные аудитории и симуляторы, используемые в образовательных целях. Указанные разработки в образовании повышают мобильность человеческого потенциала, столь необходимую в сложившихся условиях перехода к цифровой экономике, а сервисы диагностики и прогнозирования способствуют карьерному и профессиональному росту людей разных возрастов, т.е. помогают пройти этот процесс трансформации.
Примерами применения образовательных технологий в Российской Федерации также могут послужить:
Лекториум являющийся некоммерческим просветительским проектом, выступающий в качестве крупного образовательного видеоархива на русском языке. Платформа развивает два направления электронного образования: архив видеолекций и онлайновые курсы в сфере архитектуры, географии, искусства, лингвистики, литературоведения, музыки, менеджмента, политологии, социологии и др.
Универсариум представляет собой образовательную площадку, сотрудничающую с ведущими вузами страны, на базе которой можно пройти курсы по программированию, экономике, робототехнике, нанотехнологиям, юриспруденции, моделированию, медицине, менеджменту и др.
Степик, ещё одна российская образовательная онлайн-платформа, использующая дистанционный формат обучения по программированию, информатике, математике, статистике и анализу данных, биологии и биоинформатике, инженерно-техническим и естественным наукам, а также иностранным языкам, философии и лингвистике. Особенностью данной платформы является функционал, предоставляющий возможность не только получать знания, но и создавать курсы во встроенном конструкторе, что, несомненно, должно быть востребованно в образовательных учреждениях.
Перспективы развития рынка образовательных технологий обширны, это и увеличение использования микрообучения и интерактивных форматов, дальнейшее распространение применения искусственного интеллекта и нейросетей, разработка и использование альтернативных образовательных платформ, способствующих увеличению спроса на дополнительное профессиональное образование в связи с постоянными изменениями на российском рынке труда.