Паспорт болельщика: как это работает и кто за все платит?

    РПЛ запускает систему идентификации зрителей: с сезона 2021/22 на стадион без Fan ID не пустят
    Сергей Бобылев / ТАСС

    С сезона 2021/22 для посещения матчей Российской премьер-лиги потребуется паспорт болельщика. Внедрение новой системы идентификации зрителей оплатит госбюджет.

    История паспорта болельщика, или Fan ID, началась с Кубка конфедераций в 2017 г. Этот турнир считается репетицией чемпионата мира: страна-организатор проверяет свою готовность к большому событию. Среди прочего в России протестировали систему идентификации зрителей – чтобы попасть на стадион, билета было недостаточно. В дополнение к нему требовалось оформить документ – Fan ID, с фотографией и личными данными. Это условие было обязательным как для российских, так и для иностранных болельщиков.

    При этом Fan ID давал право на ряд льгот – главным преимуществом был безвизовый въезд в Россию во время Кубка конфедераций, а затем и чемпионата мира. Кроме того, обладатели Fan ID могли бесплатно пользоваться общественным транспортом в дни матчей, а также перемещаться между городами на специальных поездах.

    Паспорт болельщика будет необходим для посещения петербургских матчей чемпионата Европы, которые пройдут летом 2021 г., а с сезона 2021/22 документ станет обязательным и на играх РПЛ. Но для каждого турнира придется получить отдельный паспорт болельщика. Попасть на «Евро» с Fan ID чемпионата мира не получится.

    ПРАВО НА ЛЬГОТЫ

    За внедрение Fan ID на Кубке конфедераций – 2017 и чемпионате мира – 2018 отвечало Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (теперь – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций). По данным Минцифры, во время Кубка конфедераций было выпущено 480 000 паспортов болельщика, а на ЧМ-2018 заказали уже 1,83 млн Fan ID.

    Разработкой Fan ID – от создания базы данных до организации пунктов выдачи карт – занимался российский системный интегратор «Ай-теко». Компания из Казани регулярно выигрывает различные госзаказы (к примеру, в 2019-м госконтракты составили 21,5% в 14,7 млрд руб. выручки) и была поставщиком IT-решений на Олимпиаде-2014. «Ай-теко» курирует тему Fan ID для «Евро-2020» и РПЛ. На запросы «Ведомости. Спорта» в компании не ответили.

    /Евгений Егоров / Ведомости

    Между тем c 2016 г. для финансирования IT-проектов, связанных с крупными турнирами (в том числе и Fan ID), в структуре бюджета Минкомсвязи (теперь Минцифры) предусмотрена отдельная статья – «Развитие связи и информационных технологий в целях осуществления подготовки и проведения в РФ спортивных мероприятий». В 2016 г. на эти цели было выделено 3,3 млрд руб., в 2017-м – 5 млрд, в 2018-м – 8,9 млрд. После чемпионата мира расходы резко сократились: 319 млн руб. в 2019 г., 223 млн – в 2020 г.

    Официально озвучивались и дополнительные расходы. В сентябре 2019 г. вышло постановление правительства, согласно которому на изготовление паспортов болельщика для «Евро-2020» Минцифры получило еще 132,6 млн руб.

    ФУТБОЛ – ТОЛЬКО НАЧАЛО

    В июле 2018 г. на совместном заседании Совета при президенте по развитию физической культы и спорта и наблюдательного совета оргкомитета «Россия-2018» тогдашний министр спорта Павел Колобков попросил Владимира Путина «дать поручение на введение системы идентификации для внутреннего первенства». И на пресс-конференции перед сезоном 2018/19 директор РПЛ по безопасности Александр Мейтин объявил, что лига уже общается с разработчиками Fan ID.

    В разговоре с «Ведомости. Спортом» Мейтин подтвердил, что не лига была инициатором введения Fan ID – вопрос был решен на государственном уровне. «Это должна быть единая система с четким и понятным механизмом, – объясняет он. – Каким именно он будет, говорить преждевременно; нужно дождаться принятия соответствующего закона. Прорабатывать механику будет государство – мы, со своей стороны, можем только вносить рекомендации, что и делаем в рабочем порядке».

    В ноябре 2020 г. глава правительства Михаил Мишустин утвердил стратегию развития физкультуры и спорта в РФ до 2030 г. В ней упоминается о «создании системы идентификации болельщиков и контроля доступа при проведении всероссийских и международных спортивных соревнований».

    30 ноября 2020 г. министр спорта Олег Матыцин заявил, что систему Fan ID планируют ввести в РПЛ с сезона 2020/21.

    ГОСУДАРСТВО ЗАПЛАТИТ

    По словам Мейтина, оператором системы идентификации болельщиков будет Минцифры. При этом ни РПЛ, ни отдельные клубы не будут тратиться на введение Fan ID, а расходы предстоят солидные: к примеру, не все стадионы клубов премьер-лиги оснащены необходимым оборудованием для контроля доступа по Fan ID.

    Осенью 2020 г. издание «Рейтинг букмекеров» сообщило, что в ближайшие три года правительство планирует выделить на создание системы идентификации болельщиков более 700 млн руб., но в федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. пока отображены только текущие траты – 223 млн руб. в 2021 г.

    По словам Мейтина, лига планирует вводить паспорта болельщиков постепенно, используя клубные базы данных. «Мы выступаем за комфортный сервис для зрителей, – говорит Мейтин. – В РПЛ в рамках добровольной идентификации зрителей уже в этом году предполагаем отработать алгоритм, реализуя принцип однократной регистрации и дистанционного оформления паспорта болельщика. Зритель не должен испытывать дискомфорт».

    ЗРИТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС

    Представители клубов РПЛ неоднозначно оценивают введение системы идентификации болельщиков в российском чемпионате. Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев в одном из интервью заявил, что Fan ID гарантированно снизит количество зрителей на трибунах. А РПЛ и так не может похвастаться здесь цифрами. В сезоне 2018/19 каждый матч собирал в среднем 16 817 человек. Для сравнения: в Бундеслиге – 43 444, в Английской премьер-лиге – 38 181. «Да, мы опасаемся, что введение паспортов может отрицательно повлиять на посещаемость, – признается президент «Урала» из Екатеринбурга Григорий Иванов. – Не все болельщики захотят лишний раз оставлять свои данные, заполнять какие-то формы. Если человек оказался в другом городе и хочет сходить на футбол – раньше ему было достаточно купить билет, а в будущем, возможно, придется еще и оформлять Fan ID. Поэтому сейчас процедура и введена в тестовом режиме – на добровольной основе. Если эта мера будет непопулярной, то, возможно, от нее откажутся».

    По словами Иванова, представители команд РПЛ неоднократно обсуждали вопрос введения паспортов болельщиков на собраниях лиги, хотя никаких финансовых затрат от клубов внедрение системы не потребует.

    Самые ярые противники Fan ID в РПЛ – активные болельщики. Фанаты ЦСКА и «Спартака» устраивали масштабные акции на трибунах и выпускали протестные манифесты.

    Одна из акций болельщиков в 2019 г. /vk.com/ultra_spartak

    Лидер объединения петербургских фанатов «Спартака» Всеволод Полковников считает, что главная цель введения Fan ID – увеличение государственного контроля за фанатской субкультурой, но воевать против новой системы «ультрас» не будут.

    «Возможно, фанаты московских клубов придут к какой-то совместной акции с согласованными баннерами, а по всей стране реакция будет аморфной, – говорит Полковников. – Все понимают возможную реакцию со стороны соответствующих структур. Если фанаты покажут недовольство – начнутся репрессии». При этом Полковников уверен, что на посещаемости «Спартака» появление Fan ID не скажется – активные фанаты продолжали ходить на матчи даже в моменты открытого противостояния с руководством клуба, не уйдут они с трибун и в случае введения паспортов болельщиков.