От Агасси до Байлз: как спортсмены зарабатывают на мотивационных выступлениях

    К 2025 году суммарные доходы атлетов в индустрии публичного коучинга превысят $2 млрд
    Андре Агасси /dpa/picture-alliance

    В 1930-е годы прошлого столетия темнокожий американский легкоатлет Джесси Оуэнс обладал сумасшедшей популярностью: он стал победителем проходившей в Берлине Олимпиады-1936, выиграв золото в четырех дисциплинах и разозлив Адольфа Гитлера. Вернувшись домой, Джесси был вынужден голодать и лишь ближе к концу жизни вышел на достойный уровень доходов благодаря мотивационным выступлениям. Сегодня ораторское искусство атлетов ценится не меньше, чем их спортивный талант.  

    Клининговый бизнес Оуэнса прогорел

    Несмотря на огромную усталость атлетов сборной США после Игр-1936, президент Американского национального олимпийского комитета Айвери Брэндедж отправил команду в пост-олимпийский тур по Европе. Единственная цель заключалась в заработках денег для комитета. Сначала Джесси выступил в Кельне, затем полетел в Прагу, Бохум и Лондон. Причем ему оплачивали только перелет, а о питании он должен был позаботиться самостоятельно. Поэтому иногда чемпиону приходилось выступать голодным. 

    Тренер Джесси в колледже Ларри Снайдер говорил, что с атлетами обращались как с «дрессированными тюленями». Сам Оуэнс в интервью The New York Times отмечал: «Они [чиновники] пытаются урвать все, что могут, а мы даже не имеем возможности купить сувенир на память о поездке». Стремясь заработать больше, Брэндедж принял приглашения из Швеции, Финляндии и Норвегии на тур по Скандинавии. За время пребывания в Европе Джесси похудел на 5 кг и после нескольких забегов отказался садиться на рейс в Стокгольм, возвратившись домой на пароме. За это чиновник отстранил Оуэнса от всех любительских состязаний. «Это все равно, если бы великому гольфисту Тайгеру Вудсу запретили соревноваться в период его расцвета», – негодовала младшая дочь легкоатлета Марлен. 

    Родись Джесси в современное время, то гарантированно стал бы миллионером, еще во время спортивной карьеры обеспечив себя и семью. Сложно представить, чтобы обладатель мировых рекордов в беге на 100 и 200 м Усэйн Болт в свободное от турниров время гонялся с фанатами, автомобилями, поездами и даже лошадьми. Именно этим был вынужден зарабатывать Оуэнс. «Люди говорили, что для олимпийского чемпиона унизительно бежать против лошади, – сокрушался Оуэнс. – Но что мне было делать? Здорово иметь четыре золотые медали, но их не съешь на обед». 

    Пока Оуэнс перебивался случайными заработками, Брэндедж на заработанные для его комитета деньги открыл строительную и риэлторскую фирму стоимостью в $1 млн. В 1938-м учредил свой бизнес и Джесси – клининговую и прачечную компанию Jesse Owens Dry Cleaning Company. Но уже через год ему пришлось закрыться и подать заявление о банкротстве. Также из-за неуплаты налогов с доходов, полученных после берлинской Олимпиады, к нему предъявили претензии детективы. Хождение по мукам закончилось лишь в 1970-е, когда атлет сумел монетизировать собственную славу и талант, став мотивационным оратором. 

    $20 000 за выступление, но это не предел 

    Оуэнс выступал на различных мероприятиях по всей стране, начиная от съездов автодилеров и встреч с представителями клубов служения обществу Kiwanis Club (всемирная волонтерская организация), и заканчивая университетскими симпозиумами. Он также появлялся на рекламных мероприятиях таких корпораций, как Ford Motor Company и Sears, Roebuck and Company. В 1972 г. Джесси сделал порядка 100 публичных выступлений и заработал около $75 000 ($565 000 по сегодняшнему курсу). Он научился рассказывать историю достижений на беговой дорожке так, чтобы она находила отклик у любой аудитории. 

    За последние 100 лет спортсмены значительно усовершенствовали методы превращения медалей в деньги: заключают долгосрочные контракты с брендами, работают тренерами, комментаторами, участвуют в реалити-шоу и ведут подкасты. Но одна из самых распространенных, а порой и самая прибыльная форма заработка для спортсменов в наши дни – это корпоративные выступления. Символично, что долгое время у истоков индустрии стоял не имевший возможности реализоваться за пределами беговой дорожки Оуэнс.

    «Олимпийские ораторы – это одна из вечнозеленых категорий, – констатировал вице-президент компании по спортивному и музыкальному менеджменту Wasserman Джули Левенталь. – Когда люди организуют встречи и мероприятия, они ищут четкие послания о постановке цели, командной работе, достижении совершенства, победном мышлении, стойкости и преодолении трудностей». 

    Обладатель золотой олимпийской медали по конькобежному спорту 2002 г. Дерек Парра начал ораторскую карьеру после того, как его агенту Патрику Куинну позвонили из больницы во Флориде и выразили надежду, что чемпион посетит одно из предстоящих мероприятий и расскажет свою историю за $20 000. «Я переспросил: «$20 000? Да, черт возьми, он будет там», – вспомнил Куинн. Атлет и агент несколько лет совершенствовали речь. Спортсмен постепенно завоевал репутацию топ-оратора, поэтому 10 лет спустя его пригласили выступить на Национальном съезде Республиканской партии в Тампе. 

    «Дерек заработал более $1 млн на выступлениях», – рассказал Куинн Sportico. Этот опыт побудил агента, который сейчас работает в маркетинговом агентстве Chicago Sports & Entertainment Partners (CSEP), создать в компании подразделение, ориентированное на продвижение мотивационных спикеров. Клиенты CSEP зарабатывают от $1 500 на небольших мероприятиях до $50 000 на крупных национальных форумах. 

    Агасси и Фелпс стоят от $100 000

    Сегодня крупные компании, такие как Coca-Cola и Google, регулярно приглашают известных людей для повышения мотивации сотрудников. В поиске звездных гостей школы и университеты. Подобные выступления пользуются таким огромным спросом, что могут составлять от 50% до 80% годового дохода спортсмена. По данным исследовательской компании GitNux, в 2020 г. индустрия мотивационных выступлений принесла атлетам $1,9 млрд, к 2025 г. прогнозируется показатель в $2,3 млрд. 

    Заработок спортсменов зависит от их статуса и узнаваемости. Например, многократный победитель турниров «Большого шлема» по теннису Андре Агасси просит за выступление от $100 000. Такой же ценник у 23-кратного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса, пятикратного чемпиона Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) Мэджика Джонсона, титулованной гимнастки Симоны Байлз, Усэйна Болта и бывшего профессионального сноубордиста, олимпийского чемпиона и музыканта Шона Уайта. Чуть дешевле (от $50 000) обойдутся выступления знаменитого велогонщика Лэнса Армстронга или члена Зала славы Национальной футбольной ассоциации (НФЛ) Джерома Беттиса. 

    Уникальная история особо важна. К примеру, сегодня существует спрос на родившуюся в Китае паралимпийскую легкоатлетку Скаут Бассетт. Первые семь лет жизни она провела в приюте: близкие бросили ее после пожара, из-за которого она лишилась левой ноги. В очень юном возрасте Скаут начала ходить, используя самодельные протезы. В 1995 г. ее удочерила американская пара из штата Мичиган, девочка занялась легкой атлетикой и сначала специализировалась на триатлоне. Затем она стала бронзовым призером в беге на 100 м и прыжках в длину среди женщин на чемпионате мира по легкой атлетике-2017 среди паралимпийцев. Теперь Бассетт готова делиться собственной вдохновляющей историей за $20 000-30 000.