В России и мире снимают все больше фильмов о спорте – почему тема так популярна

    Зрители любят драмы, основанные на реальных событиях
    Три фильма франшизы «Лед» собрали в прокате около 5 млрд руб., но продолжения не будет, зато продюсеры обдумывают спин-офф /Art Pictures Studio

    26 апреля в мировой прокат выйдет фильм «Претенденты» – о теннисисте и его жене-тренере. Он снят по оригинальному сценарию, режиссер – лауреат Венецианского фестиваля 2022 г. и номинант на премию «Оскар» 2018 г. итальянец Лука Гуаданьино («Большой всплеск», «Назови меня своим именем» и др.), а в главной роли – звезда «Дюны» и последней трилогии про человека-паука Зендея.

    Официально в кинотеатрах России фильм, похоже, не появится, хотя кино про спорт российский зритель любит. Третий фильм франшизы «Лед» про фигуристов и хоккеистов, вышедший в прокат 14 февраля, к 10 апреля собрал, по данным ЕАИС Фонда кино, 1,85 млрд руб. В прошлом хитами стали «Легенда № 17» о Валерии Харламове (923 млн руб., 2013 г.) и «Движение вверх» о победе баскетбольной сборной СССР на Олимпиаде-1972 (2,9 млрд, 2017 г.). В том же жанре сняты «Тренер» (2018) о провинциальной футбольной команде, «Чемпион мира» (2021) о матче между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным, «Со дна вершины» (2017) о горнолыжнике-паралимпийце и др. В 2023 г. список пополнили игровые фильмы о детском хоккее, самбо и дзюдо, а также множество документальных лент. 

    Снимают много

    Спортивных драм снимают так много, что в разных странах регулярно проходят тематические кинофорумы. Старейшее событие – фестиваль и премия «Золотой паладин», которую вручают в Палермо с 1979 г. В России тоже проводят недели фильмов о спорте, хотя и не такие масштабные. А в 2013 г. Санкт-Петербургский международный кинофестиваль включал внеконкурсную программу «22 кадра», где были представлены ленты только о футболе. 

    «Я тогда подсчитал, что ежегодно во всем мире снимается более 150 игровых фильмов о футболе, а если добавить мультипликационные, то получится все 200, – рассказывает «Ведомости. Спорту» историк кино, куратор внеконкурсной программы «22 кадра» Алексей Дунаевский. – Причем есть отдельно футбольное кино и отдельно спортивное, которое никогда не дотянется по количеству до футбольного. Да, в США снимают картины о боксе и других популярных в Америке дисциплинах, но его выпускают то много, то мало, а футбольного кино всегда выходит стабильно много».  

    По словам Дунаевского, российские продюсеры и режиссеры с охотой возвращаются к жанру спортивных драм, потому что у нашей страны достаточно победных традиций. Это важное условие для успеха фильма: в отсутствие значимых успехов на спортивной арене местный кинематограф не станет проявлять большого интереса к теме или будет игнорировать дисциплины, где достижений нет. Хотя бывают и исключения – Дунаевский вспоминает британский фильм 2016 г. «Эдди «Орел» об английском горнолыжнике, который представлял страну на олимпийском турнире по прыжкам с трамплина в Калгари-1988. В этом случае отсутствие интереса к виду спорта сыграло фильму в плюс – зрителям предложили новую, необычную историю. А реальные события в основе сюжета всегда повышают шансы на хорошие сборы.

    Самые известные фильмы в жанре спортивной драмы в основном посвящены не вымышленным героям, а популярным чемпионам – «Пеле», «Сила воли» о темнокожем бегуне Джесси Оуэнсе на берлинской Олимпиаде-1936, «Гонка» о противостоянии пилотов «Формулы-1» Ники Лауды и Джеймса Ханта и многие другие фильмы. Но это не значит, что сценарий должен в точности соответствовать биографии.

    /Art Pictures Studio

    «Движение вверх» и «Легенду № 17» выпустила продюсерская компания, которая может позволить сценаристу делать с фактами все, что угодно, – говорит Дунаевский. – Достоверность работы рассматривается в последнюю очередь. В первую – драматургия фильма. Но есть фильмы, которые делаются к датам, например «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», снятый к 90-летию голкипера. Жена Яшина была жива, и нужно было соблюсти приличия. Никто не хотел повторения истории с «Движением вверх», когда начались суды (вдовы Владимира Кондрашина и Александра Белова утверждали, что фильм рассказывает о личной жизни без их согласия, дело они проиграли. – «Ведомости. Спорт»)».

    Дунаевский выделяет и третий вид сценария, когда «картина снимается по «Википедии». В качестве примера он приводит фильм «Стрельцов» о нападающем «Торпедо», называя его неудачей в плане повествования. В целом спортивные драмы часто обвиняют в шаблонности и банальности. Обычно в центре внимания – судьба команды или отдельного спортсмена, которые сталкиваются с поражениями, травмами, непониманием тренера и прочими вызовами. Зачастую атлет подходит к турниру или матчу не в статусе фаворита, но за счет усердия, таланта, преодоления себя и в ряде случаев командой работы в итоге побеждает. Этому описанию соответствует и «Легенда № 17», и «Движение вверх», и «Чудо» про победу студенческой сборной США над СССР в хоккейном турнире Олимпиады-1980. 

    «Обвинения в банальности неоправданы, – парирует в интервью «Ведомости. Спорту» доцент факультета экранных искусств Института кино и телевидения Павел Данилов. – Драматургия многих фильмов выстраивается по единой схеме. Это не значит, что они банальны или тем более не востребованы у аудитории. Продюсеры находят удачный набор процедур, который находит отклик у зрителя, и повторяют его. Например, вся бондиана – это классические процедуралы. Многие вертикальные сериалы (когда каждый эпизод – законченная история. – «Ведомости. Спорт») делаются так же».  

    Проблема динамики

    Отдельный тип спортивных драм – фильмы с участием реальных спортсменов. Зачастую им отводится роль камео, но иногда они играют и не самих себя. Пожалуй, самая известная подобная работа – «Бегство к победе» 1981 г. Сюжет разворачивается в годы Второй мировой, а на экране мелькают чемпионы мира по футболу разных лет: Пеле, Бобби Мур, Освальдо Ардилес и другие игроки, составившие компанию Майклу Кейну и Сильвестру Сталлоне. Из недостатков фильма – весьма посредственное изображение самой игры. 

    С тех пор динамику спорта научили снимать лучше, но проблема остается. На экране нельзя передать событие (матч, гонку и т. д.) целиком, а из-за скорости смены планов не всегда понятно, что происходит. Неподготовленному зрителю смотреть тяжело, а для того, кто знает все тонкости вида спорта, кино проигрывает в сравнении с реальной трансляцией. 

    «Все зависит от бюджета и драматургических задач, – развивает тему Павел Данилов. – Некоторые фильмы очень сложны в производстве и, как следствие, дороги. Другие – попроще и подешевле. Но спортивные драмы – это прежде всего драмы, они снимаются про людей. Поэтому правила вида спорта не настолько важны, как остальной сюжет, они важны лишь для погружения зрителя с сеттинг. В любом случае оценку правил делают персонажи внутри кадра. Зритель следит не за матчем, а за персонажем». 

    /Art Pictures Studio

    В угоду динамике режиссеры могут пожертвовать реалистичностью. В фильме «Движение вверх» мяч регулярно влетал в корзину после бросков сверху. Такие приемы не были распространены в годы действия фильма, а в некоторых турнирах их и вовсе запрещали. Одни назовут эффектные «слэм-данки» в киношном воплощении Олимпиады-1972 ляпом, другие – возможностью придать зрелищности эпизоду и повысить интерес к спортивной драме среди тех, кто не так увлечен баскетболом. 

    Кто это смотрит

    Фильм о спорте зачастую вовсе не для его поклонников, считает Алексей Дунаевский. Хотя многие ленты приурочены к большим событиям, например к Олимпиаде или футбольным чемпионатам мира и Европы, они редко ориентируются на болельщика. «Фанатов не стоит рассматривать как коммерческую территорию, – продолжает Дунаевский. – Нужно работать на женскую аудиторию. У нас в кино ходят только женщины, поэтому на экране должна быть любовь – условно, актриса Ирина Горбачева или красавец Даниил Козловский. Конечно, «Тренер» сняли под чемпионат мира, и болельщики этот фильм посмотрели. Но, например, фильм про Елену Вяльбе «Белый снег» не смотрят любители зимних видов спорта. Болельщики не очень хорошо ходят в кино». В качестве исключения Алексей называет фильмы о футбольных хулиганах. Впрочем, картины про ультрас вроде «Хулиганов» с Элайджей Вудом (Великобритания, США, 2005 г.) или «Околофутбола» (Россия, 2013 г.) вряд ли могут считаться в полной мере фильмами о спорте.

    С тезисом о том, что кино про атлетов интересно прежде всего женщинам, не согласна директор по контенту и дистрибуции онлайн-кинотеатра Kion Мария Смирнова. «Качественные спортивные драмы всегда были популярны в России, – рассказывает она «Ведомости. Спорту». – И аудитория у них широкая, спорт всегда привлекает больше мужчин». На Kion в топ-3 самых просматриваемых спортивных драм за последний месяц вошли фильмы «Феррари» (2023), «Большая гонка. Ауди против Лянчи» (2024) и «Чемпион мира».

    На Okko в топе художественных фильмов про спорт – казахстанская лента 2022 г. «Паралимпиец», «Гонка» и победитель премии «Оскар» 2004 г. «Малышка на миллион». На сервисе Premier в тройку входит отечественная лента про футболиста из провинции «Эластико: двенадцатый игрок» (2021), «Стрельцов» (2020) и американский фильм о боксе «Воин» (2011). А в онлайн-кинотеатре «Кинопоиска» – «Движение вверх», «Гонка» и «Мистер Нокаут» о легендарном советском боксере Валерии Попенченко (2022).