Баку платит больше всех за право принимать у себя «Формулу-1». Две из трех американских гонок – бесплатные

    Гран-при Азербайджана обходится организаторам минимум в $57 млн
    Контракт на проведение «Формулы-1» в Баку действует до 2024 г. /picture alliance / HOCH ZWEI

    «Формула-1» – дорогое удовольствие не только для участников, но и для организаторов. На проведение Гран-при требуются немалые суммы. Более того, промоутеры платят за саму возможность принять на своей территории этап Гран-при. О расценках обычно не говорят вслух, но авторитетное издание RacingNews365 регулярно добывает важные инсайды. Так, в новом сезоне самый солидный взнос сделают организаторы Гран-при Азербайджана – $57 млн. Совсем немного им уступают коллеги из Бахрейна ($52 млн), Саудовской Аравии и Катара (по $55 млн). 

    К слову, российский этап, который проходил в Сочи, а в 2023 г. должен был переехать на новую трассу «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом, тоже держал планку – $50 млн. Контракт был рассчитан до 2025 г., но после 24 февраля 2022 г. утратил свою актуальность по понятным причинам.    

    Самая дорогая европейская гонка проходит в Венгрии. Местные организаторы ежегодно выплачивают по $40 млн. Дешевле всех в Европе «Формула-1» обходится Монако. Сам взнос – $10 млн, еще столько же – процент с туристического сбора. Самые удачливые из мировых организаторов – американцы. Они не платят за два этапа из трех – в Майами и Лас-Вегасе. Этап в Остине стоит $30 млн. 

    О том, что у некоторых американских организаторов будут серьезные привилегии, стало известно еще в 2019 г. Тогда руководитель ассоциации промоутеров Стюарт Прингл высказал предположение, что это заставит многих пересмотреть свои отношения с «Формулой-1» и ее американскими владельцами из Liberty Media. 

    «Все промоутеры недовольны, – говорил он. – Мы вели себя спокойно и послушно до настоящего времени, но теперь не можем молчать. Почему промоутеры из Остина, например, работают изо всех сил ради выплаты оговоренной суммы, а промоутеры из Майами получат этап просто так? Если это будет продолжаться и дальше, то в чемпионате останутся только гонки второго сорта». 

    В 2019 г. истекали контракты со многими знаковыми этапами Гран-при. В списке были Великобритания, Италия, Испания, Германия и Мексика. Прингл не сомневался, что Liberty Media ждут очень сложные переговоры. Своим решением по Майами боссы «Формулы» создавали опасный прецедент – каждый организатор с истекающим контрактом мог требовать равные условия с американскими коллегами. А в случае отказа просто попрощаться с гонками. 

    Но предсказание Прингла не сбылось. «Формула-1» потеряла только Германию. И в этом случае точно обошлось без ультиматумов со стороны промоутеров. Просто они поняли, что интерес местной публики больше не гарантирует покрытие лицензионных платежей. Красноречивее всего о том, как снижалась популярность гонок на родине Михаэля Шумахера говорят телерейтинги. Так, в середине 2000-х у экранов собиралось в среднем 12 млн зрителей, в конце 2010-х – не более 3 млн. 

    Что касается остальных «спорных» этапов, то они по-прежнему актуальны и даже не пытались получить скидку. Великобритания, Италия и Испания платят по $25 млн, Мексика – на $5 млн больше. 

    В целом щедрые взносы организаторов Гран-при приносят «Формуле-1» порядка $970 млн за сезон.