Перевернут календарь: владельцы «Формулы-1» готовы провести рекордное количество Гран-при. Раньше планам мешал ковид

    Хэмилтон и компания могут отправиться в Ханой и Йоханнесбург
    Гран-при Китая поставили на паузу в 2019 г., но этап должен вернуться уже в следующем сезоне /Zuma / TASS

    «Формула-1» начинает собирать календарь на 2024 г. Велика вероятность, что он будет заметно отличаться от того, по которому «королевские гонки» живут сейчас. Изменения коснутся количества этапов Гран-при – вместо нынешних 23 их может стать сразу 25. О таком расширении давно мечтают владельцы «Ф-1» Liberty Media. 

    Первый шаг на пути к нему планировали сделать уже в этом сезоне, который изначально состоял из 24-х этапов. Но вмешался коронавирус – из-за жестких эпидемиологических правил в Китае пришлось отменить этап Гран-при в Шанхае. Сейчас ограничений нет. Более того, организаторы этапа уверяли, что смогут принять гонщиков в любое время даже по ходу текущего сезона. От такого предложения боссы чемпионата отказались, но высоко оценили шансы Шанхая вернуться в гоночный календарь через год (этап здесь обычно проводился в середине апреля). 

    По информации инсайдеров из мира гонок, главные кандидаты на включение в календарь-2024 – Вьетнам и Южная АФрика. Азиатский этап пока в приоритете. Дело в том, что дебютировать в «Формуле-1» Ханой должен был еще в 2019 г. Контракт на проведение гонок заключили за год до этого и сразу на 10 лет. Его стоимость оценивали в $60 млн. в год. Но, по словам местных властей, эти расходы полностью взяла на себя частная компания VinGroup, которая специализируется на операциях с недвижимостью. 

    Чтобы построить трассу по проекту главного дизайнера «Ф-1» Германа Тильке, потратили еще порядка $250 млн. Но даже такие солидные расходы организаторов не пугали. «Гонка станет демонстрацией способностей Вьетнама как одной из самых быстрорастущих экономик мира проводить масштабные события и привлекать туристов», – объяснял мэр города, а по совместительству глава компании-организатора Нгуен Дюк Тюнг.    

    В 2019 и 2020 гг. привлечь туристов, как и провести этап «Формулы-1», не получилось. Все планы перечеркнул коронавирус. А в 2021 г. Нгуен стал главным фигурантом большого коррупционного скандала. Претензий к нему очень много. Так, по версии обвинения, он помог скрыть частному техническому гиганту Nhat Cuong Technical Services Trading Co. Ltd контрабанду 260 000 смартфонов и других гаджетов, благодаря чему компания незаконно обогатилась на $10 млн. Ущерб непосредственно от действий Нгуена оценили в $860 000.  

    Нарушений, связанных с подготовкой к гонкам, при этом не выявили, но оказалось, что в новых обстоятельствах заниматься их организацией в Ханое просто некому. Прямо сейчас «оживить» этап пытается исполнительный директор «Формулы-1» Стефано Доменикали. В начале апреля он прилетал в Ханой, чтобы наладить контакт с представителями власти, которые пришли на смену команде Нгуена.

    В ЮАР все было готово к подписанию контракта с «Формулой-1» в прошлом году. При этом «королевские гонки» – вполне привычное зрелище для местных, особенно из поколения 70-х–80-х. Трасса «Кьялами» близ Йоханнесбурга была открыта еще в 1961 г. и с перерывами принимала гонки с 1967 по 1993 гг. В 2021 г. местные власти объявили, что хотят вернуться в игру и готовы к солидным промоутерским взносам. Но у правительства ЮАР не сразу получилось договориться с владельцем трассы – ему могли заплатить $500 000, а он хотел получить $2 млн и полный контроль над организацией уикэнда. 

    Сейчас ситуацию удалось разрешить. Правда, есть еще одно препятствие на пути Южной Африки в «Формулу-1» – сама трасса. Ее последний поворот не соответствует современным требованиям безопасности. На реконструкцию нужны деньги (правительство страны – в поиске) и время. Отчасти именно поэтому пока ЮАР рассматривается, скорее, как запасной вариант на тот случай, если кто-то из нынешних организаторов останется без этапа. Проблемы с контрактом есть, например, у Гран-при Бельгии. В прошлом году заключить соглашение получилось только на один сезон. Боссов «Ф-1» не очень устраивает, что местные организаторы готовы платить всего около 22 млн евро.