Королевский доход: как зарабатывает Леброн Джеймс

    Курс по инвестициям от звезды НБА
    Getty Images

    Нападающий «Лейкерс» Леброн Джеймс восьмой год подряд возглавляет рейтинг самых высокооплачиваемых игроков Национальной баскетбольной ассоциации. По данным Forbes, в этом сезоне он сможет заработать $111,2 млн. При этом годовая зарплата Джеймса в команде составит лишь треть от общей суммы — $41,2 млн. Все остальное — это доходы от спонсорских контрактов и других проектов. «Ведомости.Спорт» изучил самые дальновидные бизнес-инициативы игрока.     

    $120 за билет на школьный матч и $1 млрд от Nike 

    За свою профессиональную карьеру Леброн представлял более 15 брендов. Но примерно половину рекламных доходов баскетболиста обеспечивает пожизненный контракт с Nike.

    Еще до дебюта в НБА Джеймс был звездой школьной команды «Ирландцы». Билеты на школьные матчи Джеймса продавались по $100-200, а ESPN организовывал их трансляции. В 17 лет баскетболист попал на обложку Sports Illustrated, в 18 его задрифтовал клуб НБА «Кливленд Кавальерс», а Nike предложил подписать первый контракт. За 7 лет компания выплатила Джеймсу более $100, включая бонусы и роялти.         

    В конце 2015 г. контракт Леброна с Nike стал пожизненным. По его условиям, Джеймс ежегодно получает порядка $30 млн и бонусы с продаж фирменной линейки кроссовок LeBron. Бизнес-менеджер игрока Маверик Картер проговорился, что компания выплатит его клиенту в общей сложности не менее $1 млрд.  

    $35 млн на продаже пиццы  

    В 2017 Леброн отказался от выгодного контракта с Mc’Donalds, по которому мог гарантированно получить $15 млн. Но в таком решении нет ничего удивительного. К этому моменту сеть пиццерий Blaze Pizza, в которую Джеймс вложился еще в 2012 году, стала одной из самых быстрорастущих в Америке. А стоимость инвестиционной доли самого Леброна за первые пять лет выросла с $1 млн до $25 млн. Кроме того, с 2013 года Джеймс является франчайзи сети. Сейчас у него 19 точек.   

    «Леброн и я всегда стремились найти компании, в которые мы верим. Мы готовы вкладывать реальные деньги. И речь не про $15 или $20 тыс. А про огромные деньги, плюс опыт, знания и узнаваемость, которую получают бренды, когда к ним приходит Леброн», — рассказывал Картер в одном из интервью. 

    Интересно, что Blaze Pizza не использует образ Леброна в рекламе. Он сам продвигает пиццерию, просто регулярно появляясь в заведениях сети. По данным ESPN, сейчас доля Джеймса в Blaze составляет порядка 10%. Издание оценивает ее стоимость в $35-40 млн. 

    Доли в «Ливерпуле» и Apple, которые тоже растут

    Выкупить 2% акций футбольного клуба «Ливерпуль» Леброну предложили еще в 2011 г. Дела у футболистов тогда шли не слишком хорошо. Они впервые за 10 лет не смогли квалифицироваться в еврокубки. Но Джеймса это не остановило. Он вложил $6,5 млн и не прогадал. С тех пор «Ливерпуль» успел выиграть чемпионат Англии, Лигу чемпионов и Суперкубок УЕФА. По состоянию на апрель 2021 Forbes оценивал стоимость клуба в $4,1 млрд. Таким образом, доля Леброна к этому времени превысила $80 млн. Это почти в 13 раз больше, чем инвестировал Джеймс в 2011 году. 

    Очень выгодной оказалась и сделка с производителем наушников — Beats Electronics, которую баскетболист заключил в 2008 году. Леброн согласился поучаствовать в продвижении наушников в обмен на долю в компании — 1%. Через 6 лет компанию купила Apple за $3 млрд. Джеймс получил $30 млн: $26 млн наличными и еще $4 млн в виде акций Apple.  

    Собственная медиаимперия

    В середине прошлого года у Леброна появилась собственная медиаимперия — The SpringHill Company. В нее вошли продюсерский центр SpringHill Entertainment, интернет-платформа Uninterrupted и маркетинговое агентство The Robot Company. 

    Сейчас в работе у SpringHill больше 15-ти проектов. Кроме того, компания уже создала шоу-викторину The Wall  для канала NBC. А этим летом совместно с Warner Bros выпустила полнометражный фильм «Космический джем: Новое поколение», в котором снялся сам Джеймс. Кассовые сборы составили порядка $162 млн. Неплохой показатель с учетом того, что на производство картины потратили около $150 млн. 

    А еще у SpringHill есть контракты на производство телепрограмм с Walt Disney, фильмов с Netflix и сценариев для телевидения с ABC Studios и договор о сотрудничестве с Universal. 

    Леброн не раз говорил, что хочет быть миллиардером. И, кажется, он близок к этой цели. Уорен Баффет, миллиардер и один из крупнейших инвесторов в мире, тоже так считает. 

    «Леброн не особо разговорчив, но очень сообразителен. Он рассуждает о бизнес-сделках умнее, чем многие MBA, которых я встречал. Когда мы впервые встретились, ему был 21 год. И он знал гораздо больше, чем я, когда был в том же возрасте», — признавался Баффет в интервью для NBA TV.