На запасном пути: с кем и с чем остается «Локомотив» после Рангника

    Первые итоги перестройки
    Руководитель по спорту и развитию «Локо» Ларс Корнетка заменил на этому посту Ральфа Рангника /ФК «Локомотив»

    Московский «Локомотив» – главная загадка РПЛ в 2021 г. Клуб затеял масштабные реформы с привлечением немецких специалистов, но перестройка пока ни к чему, кроме убытков, не привела.

    Курс на оптимизацию

    В декабре 2020 г. «Локомотив» поменял генерального директора – Василия Кикнадзе на Владимира Леонченко, а место председателя совета директоров клуба вместо Анатолия Мещерякова занял Александр Плутник. Новое руководство занялось разработкой стратегии, направленной на оптимизацию. За зимне-весенний период штат клуба сократили на 50%, а часть функций, по словам Леонченко, вывели «на аутсорсинг по моделям западных команд».

    Тогда же не договорились по контрактам с молодыми воспитанниками клубной академии – полузащитником Максимом Мухиным и нападающим Никитой Иосифовым. Причиной ухода перспективных ребят стала та же оптимизация расходов. Мухину лишь раз предложили обсудить будущее в клубе – в самолете после матча с «Уфой». Полузащитник не хотел уходить – его устраивала работа с тренером Марко Николичем, – но подход боссов «Локо» к переговорам и предложенные условия убедили игрока принять предложение ЦСКА. Оба клуба озвучили сопоставимую зарплату, но в «Локомотиве» речь шла о фиксированной сумме на пять лет, а в ЦСКА обещали рост оклада в зависимости от результатов. Мухин ушел в ЦСКА за 15 млн руб. (около 167 000 евро по курсу на тот момент).

    С Иосифовым и вовсе получилось некрасиво: сначала руководство клуба заставило Николича вывести игрока из тренировочного процесса, а потом поставило перед фактом, что футболист будет отправлен в молодежную «Казанку». Отец и по совместительству агент Иосифова не хотел, чтобы сын переподписывал контракт на старых условиях, а клуб не соглашался на требования стороны игрока. В итоге перспективный парень уехал в испанский «Вильярреал» – всего за 20 000 евро.

    Летом «Локомотив» потерял еще и капитана – хорвата Ведрана Чорлуку. Все решил подход руководителей клуба к переговорам. Контракт Чорлуки заканчивался летом 2021 г., но Леонченко созрел для разговора с футболистом только спустя несколько месяцев после прихода в клуб. При этом момент для беседы генеральный директор выбрал не самый подходящий – защитник крутил педали велотренажера на тренировке в Марбелье. Чорлука посчитал такое отношение неуважительным – больше вопрос о его будущем в клубе не стоял.

    Еще «изящнее» получилось с Николичем. На словах Леонченко и Плутник выказывали абсолютное доверие главному тренеру, однако зимняя трансферная кампания фактически прошла без участия серба. Весной Николич заявил, что готов уйти из клуба, если руководство не продлит контракты с важными для него игроками – Мухиным, Рифатом Жемалетдиновым, Владиславом Игнатьевым и Антоном Коченковым. В итоге «Локо» покинули все, кроме Жемалетдинова, но Николич остался: в мае с ним подписали новый контракт на три года с отступными в 3 млн евро. По информации «Ведомости. Спорта», указание продлить серба отдал лично председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

    В начале октября, когда тренер и клуб расторгли соглашение «по обоюдному согласию», руководство «Локо» пыталось договориться с Николичем об отмене компенсации, сокращении суммы или хотя бы рассрочке. Но сербский специалист стоял на своем – требовал выплатить все и сразу. Так клуб в один момент потерял 3 млн евро.

    Курс на германизацию

    Кроме спортивных результатов («Локо» невнятно выступал и в РПЛ, и в Лиге Европы), причиной отставки Николича стал приход в «Локомотив» немецкого специалиста Ральфа Рангника. Он появился около клуба еще весной, но несколько месяцев лишь вникал в процессы, а полноценно включился в работу лишь летом. Стратегия на оптимизацию тут же исчезла – «Локо» нашел деньги под именитого менеджера и трансферы. Рангник получил 30 млн евро и полный карт-бланш.

    «Цель моей команды в том, чтобы «Локомотив» развивался и модернизировался, – заявил он на первой и последней пресс-конференции в Москве. – Повысить рыночную стоимость команды, заниматься трансферами. Надо раньше покупать игроков. Покупать людей в 27–28 лет поздно».

    При этом Рангник называл себя сторонним консультантом, хотя на пресс-конференции его представили директором клуба по спорту и развитию. На вопросы журналистов немец отвечал расплывчато и повторял мантру о том, что в России 140 млн человек, а хороших футболистов мало; иностранцы едут в РПЛ только из-за денег и низких по сравнению с Европой налогов.

    «Если вы хотите войти в десятку или шестерку в Европе, то нужно думать стратегически и меняться, – заявил Рангник. – Это возможно, но если думать стратегически об игроках и трансферах. Из паровоза мы хотим сделать «Сапсан», чтобы все отвечало современному футбольному клубу».

    В Москве Рангник бывал по две недели в месяц, остальное время клубом руководил экс-гендиректор «Спартака» Томас Цорн, которого немец назвал своей «правой рукой». Новый менеджмент заново выстроил селекционный отдел и серьезно обновил тренерский штаб. Большинство новых сотрудников «Локо» – знакомые Рангника по прошлым проектам. Новый главный тренер Маркус Гисдоль работал с Ральфом в «Хоффенхайме» и «Шальке»; аналитик Зибхерт Лутц – лучший друг Гисдоля. Аналитик Марвин Комппер пересекался с Рангником в «Хоффенхайме» и «Ред Булле», еще один аналитик, Эаван Фрейзер Шарпа, – тоже в «РБ». Новый директор «Локо» по спорту и развитию Ларс Корнетка – партнер Рангника по консалтинговой фирме. Глава селекционного отдела Кристиан Меккель – еще один знакомый по «Хоффенхайму».

    Немецкого специалиста всегда отличал системный подход. Решение сиюминутных задач – не его специальность, он мастер масштабных стратегий. Логично, что на ключевые должности в «Локо» он расставил своих людей – так команде проще прививать свои идеи. И проще уйти в случае хорошего предложения. Так Рангник и сделал: не проработав в клубе (или все же С клубом?) и пяти месяцев, он уехал тренировать «Манчестер Юнайтед».

    «Когда мы узнали, что Ральф уходит, мы пытались поговорить с ним, не лучше ли ему остаться, – сказал Корнетка журналистам на встрече 12 декабря. – Но для него работать в Англии было мечтой. Мы все – игроки, менеджеры, спортивные директоры, переводчики – работаем в профессиональном футболе, но остаемся людьми. У каждого из нас есть мечта. Ральфу нужно было быстро принять решение, в течение одного – максимум двух дней. Мы связались с руководством «Локо» и сказали, что Рангник отправляется в «Манчестер Юнайтед» на шесть месяцев, но поезд продолжает двигаться дальше. Для нашей команды уход Ральфа не проблема».

    Проблема в другом. Даже очертания системы, о которой так много говорил Рангник, пока не просматриваются, а ее идеолога в клубе уже нет. Зато уволен без веских причин тренер, проданы за бесценок качественные игроки, потрачены на трансферы кредитные 30 млн евро – таких расходов «Локо» не позволял себе много лет. Да, уход Рангника в «МЮ» сэкономит «Локомотиву» 4,5 млн евро его зарплаты, но сработает ли стратегия «сначала купи молодого – потом продай его подороже» без участия человека-бренда, которого хорошо знают на рынке. А еще без выступления в еврокубках. В нынешнем сезоне «Локо» безнадежно вылетел из Лиги Европы, а в РПЛ занимает пока скромное шестое место.

    По конспектам Рангника

    В прощальном заявлении клуб зафиксировал «расторжение трудового договора», в очередной раз подчеркивая, что Рангник был штатным сотрудником, хотя сам немец настаивал на своей независимости. Но нелепее выглядит другое – рассказ о том, что система Рангника «не завязана на персоналиях», поэтому будет функционировать и после его ухода.

    Корнетка на встрече с журналистами повторял тот же тезис – и вспоминал успешный проект «Ред Булл» в качестве ролевой модели.

    «У нас есть четкое видение, туда вовлечена стратегия – как нам добиться спортивного успеха, а на его основе еще и финансового, – сказал он. – Одно выходит из другого. Например, есть проект «Ред Булл», где также стоят спортивные и финансовые задачи. Но путь у всех разный, наш – четкий. Главное – как мы поставим работу с молодежью. Я заметил, что здесь возрастные игроки предпочитаются молодым, а финансовая ситуация отличатся от той, что была в «Ред Булле», но идея одинаковая: как можно скорее через игру подвести молодых футболистов к топ-уровню».

    Цорн кивал, добавляя, что они созваниваются с Рангником: «В какой-то части он дает нам советы, но мы посмотрим, как можно выстроить партнерство с таким большим клубом. Дело в том, что Ральф полностью занят тренировками там, а мы строим свою команду здесь».

    По словам Корнетки, добиться успеха «Локомотиву» помогут скаутинг, высокая квалификация тренера, тактика и грамотный подход к тренировочному процессу. Звучит красиво, вот только через полгода Рангник закончит тренировать МЮ, станет спортивным директором клуба и перетащит свою команду к себе – на этот раз в Англию. И все слова о стратегии и развитии «Локомотива» окажутся пустым обещанием. Система, заточенная на трансферную активность, не может полноценно функционировать без Рангника, а без его людей и вовсе заглохнет – и тогда РЖД придется снова тратить деньги на красивые слайды и новых руководителей, которые упорядочат процессы и выведут клуб на новый уровень.