«Некоторые агенты зарабатывают больше, чем многие игроки». ФИФА настроена приручить агентский рынок

    В новом регламенте – лицензионный экзамен и ограничение комиссионных. Топ-агенты жестко против и готовы судиться
    Криштиану Роналду и его агент Жорже Мендеш /Zuma \ TASS

    Полмиллиарда на комиссии

    За последнее десятилетие футбольные клубы потратили более $3,5 млрд на агентов, говорится в отчете ФИФА. С 2014 по 2019 г. выручка посредников в среднем росла на 22% ежегодно, достигнув своего пика в $653,9 млн. Оборот агентского рынка рос бы и дальше, если бы не пандемия: в 2020 г. клубам пришлось значительно сократить расходы на трансферы и доходы агентов упали на 24% – с $653,9 млн до $497,3 млн. В 2021 г. клубы продолжили экономить (трансферные траты снизились на 13,9% по сравнению с 2020 г. и на 23,4% – по сравнению с 2019 г.), но агентские сборы выросли, правда всего на 0,7% до $500,8 млн. 95,8% этих денег было выплачено европейскими клубами, а больше всего переходов с участием посредников было зафиксировано в Англии (39,1%) и Италии (35,5%).

    «На данный момент существует рынок, который позволяет выплачивать агентам такие суммы, – цитирует BBC Sport Эмилио Гарсию Сильверо, главного специалиста ФИФА по юридическим вопросам. – А на компенсацию за обучение игроков тратится лишь около $60 млн по всему миру. Мы не можем мириться с этим дисбалансом. Это одна из ключевых вещей, которую мы хотели бы изменить в законодательстве об агентах».

    ФИФА уже пару лет вынашивает планы по ограничению деятельности агентов с помощью новых правил. Они должны вступить в силу в 2022 г. В декабре 2021 г. агентам и федерациям был разослан третий проект обновленного регламента. Теперь документ должен одобрить совет ФИФА, но консультации все еще продолжаются.

    Лицензионный экзамен

    За последние 15 лет ФИФА уже несколько раз меняла правила, регулирующие работу агентов. В 2008 г. был принят строгий лицензионный регламент, что значительно усложнило получение разрешений на ведение агентской деятельности. Реформа с благими намерениями обернулась крахом: в 2011 г. тогдашний юридический директор ФИФА Марко Виллигер выразил обеспокоенность, что только 25–30% трансферов устраивали агенты с лицензией ФИФА. В 2015 г. правила упростили, установив набор минимальных стандартов для посредников. Контроль за соблюдением нового регламента отдали национальным футбольным ассоциациям и местным органам власти.

    Но доверие обернулось хаосом. К примеру, рекомендации ФИФА о комиссионных посредников в 3% годовой зарплаты игрока или 3% суммы трансфера не соблюдались – в каждой стране действовали свои требования. В России до января 2021 г. было 10%, теперь рамок нет: в обновленном регламенте говорится, что «сумма вознаграждения, причитающаяся посреднику по договору, рассчитывается на основе процентов от «валового» (т. е. до вычета налогов) дохода футболиста».

    Зато доходы агентов с 2015 по 2019 г. выросли на 119%, что ФИФА категорически не понравилось. Организация начала работу над очередными реформами и в 2020 г. сформулировала главные тезисы, которые сохранились и в финальной версии регламента.

    Во-первых, ФИФА возвращает себе лицензирование. Для получения лицензии необходимо соответствовать ряду критериев: не быть банкротом, не иметь судимостей, санкций со стороны международных организаций. Кроме того, запрещено иметь связи с конкретным клубом или академией (подразумевается владение или управление) и букмекерскими конторами.

    Во-вторых, ФИФА возвращает экзамен. До 2015 г. он длился 75 минут и состоял из 20 тестовых вопросов. 15 из них были сформулированы ФИФА, оставшиеся пять – национальной футбольной ассоциацией. Для получения лицензии требовалось 80% правильных ответов.

    По тому, что известно на данный момент, формат экзамена изменится. Все вопросы с несколькими вариантами ответов будут универсальными, а их перевод будет доступен только на четырех языках: английском, испанском, французском и немецком (раньше можно было сдать на языке национальной федерации). Экзамен будут проводить национальные федерации, но кандидат может выбрать любую страну вне зависимости от гражданства. Тестирование планируют перевести в электронный формат, чтобы исключить факт мошенничества. Проходной балл, вероятно, останется прежним – 80% правильных ответов.

    «В 2015 г. ФИФА решила, что лучше не связываться с агентским бизнесом и отойти в сторону, – объясняет «Ведомости. Спорту» международный спортивный адвокат юридической компании SILA Юрий Зайцев. – Потом там поняли, что все уплывает не в ту сторону, и решили вернуться к лицензированию. Не думаю, что это сильно повлияет на количество агентов, а вот на качество может».

    Еще один важный пункт реформ – строгая регламентация комиссионных. ФИФА планирует ограничить размер выплат посредникам: продажа со стороны клуба – 10% ставлять интересы футболиста и клуба-продавца, или обоих клубов, или всех трех сторон будет строго запрещено. Срок максимального соглашения между футболистом и агентом планируется ограничить до двух лет. Кроме того, посредникам придется отчитываться обо всех полученных доходах.

    Трансферные финансы ФИФА тоже хочет взять под контроль, используя Clearing House – структуру, которая отвечает за автоматизацию распределения и выплаты воз- награждений. По замыслу ФИФА через нее должны проходить и комиссионные посредников: таким образом организация планирует повысить прозрачность и усилить надзор. Когда клиринговая палата заработает на полную мощность, через нее будет выплачиваться около $400 млн в год – это порядка 14 000 транзакций более чем в 120 странах.

    Райола был еще более категоричен. «Я не приемлю попыток регулировать мой бизнес со стороны организации, члены которой сидят в тюрьме, – добавил он. – Я не принимаю их правила, не признаю их власть и не сделаю этого в будущем».

    Юрий Зайцев считает, что суперагенты вроде Райолы и Барнетта вряд ли смогут заставить ФИФА пойти на уступки. «Система уйдет от национального регулирования в сторону единого, – объясняет он. – В текущей концепции независимо от страны – будь то Россия, Испания или Португалия – все должны будут играть по одинаковым правилам. Придется встраиваться и принимать такой же регламент, пусть и с определенными национальными особенностями».

    Если ФИФА примет новые правила, посредникам станет непросто не только в России, а вообще везде, говорит Зайцев. «Агентские комиссии в России и в АПЛ, Серии А или Ла Лиге несопоставимы, – добавляет он. – У больших футболистов они могут исчисляться десятками миллионов евро. ФИФА на уступки не пойдет и на угрозы суперагентов не поведется. Единственная возможность на нее повлиять – это добиться решения суда».

    Серьезность намерений

    В конце 2021 г. обсуждение агентской темы вышло за пределы футбола. Британский делегат Парламентской ассамблеи Совета Европы Джордж Фоулкс, комментируя доклад «Управление футболом: бизнес и ценности», подготовленный комиссией по культуре, науке, образованию и медиа, заметил, что потребность агентов в «справедливых и разумных» доходах нужно соотносить с интересами игроков и стабильностью контрактов. Кроме того, следует предотвращать злоупотребления и спекулятивные действия на рынке. По мнению Фоулкса, предлагаемые ФИФА меры недостаточны: комиссионные платежи стоит еще строже ограничить – до $10 млн со сделки.

    Это предложение ограничивает посредников еще сильнее и разжигает недовольство агентов, обслуживающих топ-клубы. Организация Football Forum, созданная Мино Райолой, Жорже Мендешем (агент Криштиану Роналду и др.) и Джонатаном Барнеттом, выступила против возможной реформы.

    «Мы больше не разговариваем с ФИФА, – озвучил бойкот Райола. – Думаю, что все закончится судом. У меня нет проблем с прозрачностью. Есть власти разных стран, которые проверяют нас с финансовой и юридической точек зрения каждый день. У нас проблема с людьми, которые не знают, как работают трансферы, и пытаются создать нелепые правила».

    А вот владелец небольшого португальского агентства Startbox Мануэль Пирес полагает, что тема заслуживает особого внимания со стороны Европейского союза и Совета Европы в дополнение к нормативным решениям нескольких государств». Регулярная смена режимов, утверждает он в беседе с «Ведомости. Спортом», показывает, что адекватное для всех сторон решение пока не найдено.

    «ФИФА «обеспокоена» растущими заработками футбольных агентов и ищет способы регулирования рынка, – говорит Пирес. – Но из-за секретности новый регламент все еще остается непонятным. В предположениях некоторые моменты обещают быть положительными, а другие – крайне отрицательными. И по поводу последних некоторые агенты вполне могут обратиться в европейские суды».

    Пирес позитивно относится к возвращению тестирования, так как это повысит уровень профессионализма на рынке; к введению единого аннуитетного платежа в адрес ФИФА, что упростит работу и сократит расходы агентов. Кроме того, Пирес считает важным, что по новому регламенту спорные ситуации будет разбирать палата агентов в недавно созданном ФИФА Футбольном суде – это повысит правовую уверенность всех участников трансферных сделок.

    Среди спорных моментов агент называет ограничение комиссии, создание расчетной палаты для обеспечения прозрачности и публичности, а также запрет на тройное представительство.

    «Необходимо подчеркнуть важность агента для игрока, – объясняет Пирес. – Он отвечает за встречу с нужными людьми, чтобы развить карьеру спортсмена, создает мост между профессионалом и заинтересованным клубом. Но некоторые агенты, похоже, зарабатывают больше, чем многие игроки. И это сильно заботит ФИФА».

    При этом финальная версия регламента еще не принята: ФИФА продолжает вести консультации с представителями агентского бизнеса. В начале февраля организация отчиталась, что провела «конструктивный диалог» с посредниками, результатом которого стало включение предложений агентов в новую правовую базу. В частности, применение санкций к клиентам с нелицензированными агентами и создание агентской рабочей группы.

    План ФИФА принять новые правила в I квартале 2022 г. уже вряд ли сработает, но к концу года чиновники вполне могут успеть.