Воспитывал судей и объяснял необходимость введения Fan ID. Что успел сделать Хачатурянц на посту главы РПЛ

    Отработал лишь восемь месяцев
    Хачатурянц остается руководителем экспертно-судейской комиссии при президенте РФС /РФС

    Ашот Хачатурянц ушел с поста президента Российской премьер-лиги (РПЛ). В этой должности он отработал восемь месяцев. «Ведомости. Спорт» вспоминает, что успел сделать Хачатурянц на посту руководителя РПЛ.

    На ноябрьских выборах Хачатурянц был единственным кандидатом и еще в начале октября дал большое программное интервью «Матч ТВ», в котором обещал провести реформы (от смягчения лимита на легионеров до привлечения зарубежных инвесторов), а также превратить РПЛ в бизнес-проект: «Цель — чтобы в лигу пришли деньги, большие деньги. Чтобы клубы больше зарабатывали. А бизнес любит понятную среду, то есть понятные правила — для этого необходимо провести реформы. Такие традиции, конечно, сразу не воспитаешь, но, изучив опыт Английской премьер-лиги, вижу, что это модель, к которой нам нужно стремиться».

    После вступления в должность функционер организовал пресс-конференцию, на которой вновь много говорил о планах, а также представил концепцию стратегического развития чемпионата. В ней главной целью было названо «становление РПЛ как конкурентоспособной лиги, дающей толчок к успешному выступлению клубов и сборной в международных турнирах и привлекающей внимание как зрителей и потенциальных партнеров, так и зарубежных футболистов». Главными проблемами РПЛ Хачатурянц назвал слабую конкурентоспособность, лимит на легионеров и отсутствие интереса со стороны широкой аудитории из-за незрелищных матчей.

    Новая структура управления лигой. В ноябре для решения части проблем Хачатурянц анонсировал изменение структуры управления РПЛ — в частности, должны были появиться пять-шесть «проектных менеджеров». Каждый из них отвечал бы перед Хачатурянцом за пошаговое развитие своего направления. До конца так и не было ясно, идет ли речь о существующих проектах или менеджеры будут развивать новые сферы. Этот пункт реформ остается нереализованным. При этом Хачатурянц согласовал с клубами для себя 17-й голос при принятии решений — в новой конфигурации позиция президента РПЛ была приравнена к участнику турнира.

    Расширение РПЛ. Тогда же, в ноябре, Хачатурянц пришел в гости на «Коммент.Шоу», где среди прочего рассказал, что поддерживает идею расширения лиги с 16 до 18 команд. «Какой я вижу идеальную РПЛ? Высококачественных команд 18, конечно, хотелось бы иметь. 18 команд, из которых первая восьмерка боролась бы за чемпионство — или хотя бы за выход в еврокубки. При этом чтобы в еврокубки у нас выходило большее количество команд. И, конечно, как результат — сильная сборная», — заявил функционер. Вопрос расширения лиги стал обсуждаться еще активнее после отстранения российских клубов от еврокубков в конце февраля. Однако решение так и не было принято.

    Лимит на легионеров. На исполкоме РФС 23 марта вступил в силу новый лимит на легионеров — вероятно, самый мягкий за все время существование. По нему со следующего сезона клубы могут включить в заявку на сезон 13 иностранцев, при этом восемь из них можно одновременно выпустить на поле. Роль Хачатурянца в уменьшении ограничений очевидна — он не раз заявлял, что является противником лимита. «Вопрос лимита стоит остро и достаточно давно. Он не напрасно беспокоит клубы. На сегодняшний день отсутствует здоровая конкуренция среди доморощенных футболистов», — отмечал функционер на первой пресс-конференции в роли главы РПЛ. Но после того, как в сентября 2021 г. против отмены ограничений на иностранцев выступил президент РФ Владимир Путин, о полном отказе от лимита речи больше не заходило. Хачатурянц же в марте и вовсе заявил, что в новой реальности разговоры о лимите потеряли актуальность.

    Хачатурянц, вратарь «Зенита» Михаил Кержаков, председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер и форвард «Зенита» Артем Дзюба во время церемонии награждения игроков петербургского клуба после победы в сезоне 2021/22 /Александр Демьянчук / ТАСС

    Fan ID. Основной темой января-февраля в российском футболе было принятие закона о «паспорте болельщика» (Fan ID). В соответствии с ним со следующего сезона для посещения матчей РПЛ нужно будет оформить идентификационный документ с личными данными. Фанаты топ-клубов высказались против такой системы, Хачатурянц постарался занять нейтральную позицию: «Хотел бы я введения Fan ID? Это уже решенный вопрос. Бессмысленно обсуждать, нравится мне или нет. Понимаю, зачем это нужно. История с Fan ID возникла не от хорошей жизни. Проблемы с безопасностью на стадионах возникали. Та целевая аудитория, на которую мы ориентируемся, женщины и дети, должны чувствовать себя комфортно и безопасно». За позицию РПЛ по Fan ID Хачатурянц подвергся обструкции на награждении «Зенита» 30 апреля — он не смог закончить речь из-за свиста фанатов, которые скандировали лозунги против «паспорта болельщика». Fan ID будет использоваться уже со следующего сезона, пока на шести стадионах.

    Судейство. С ноября 2019 г. Хачатурянц трудится главой судейского комитета РФС. На этом посту функционер запомнился жесткими решениями — в частности, арбитры скандального матча между «Спартаком» и «Сочи» в первом туре сезона 2020/21 вынуждены были пройти проверку на полиграфе, а арбитр Михаил Вилков и вовсе был пожизненно отстранен от судейства. После назначения главой РПЛ Хачатурянц остался шефом арбитров и продолжил бескомпромиссно высказываться об их работе в премьер-лиге. Особенно острым получился конфликт Хачатурянца с арбитром Алексеем Матюниным. После матча 26-го тура между «Химками» и «Крыльями Советов» (4:1) 24 апреля Хачатурянц назвал работу судьи «безобразием» и пригласил его пройти проверку на полиграфе. Матюнин в ответ написал письмо на имя президента РФС Дюкова, в котором заявил, что, «по разным слухам», Хачатурянц курирует «Крылья Советов». Тема судейства в РПЛ с каждым годом становится все острее, поэтому в конце апреля Хачатурянц пообещал представить Дюкову концепцию реформы судейского комитета и корпуса.

    После начала событий на Украине Хачатурянц почти месяц не делал публичных комментариев, но на общем собрании клубов РПЛ 22 марта выступить ему все-таки пришлось. На вопрос о возможной отставке Хачатурянц выдержал паузу и ответил, что не может бросить клубы в сложившейся ситуации. При этом не стал скрывать, что в нынешних условиях развивать лигу так, как ему хотелось — в качестве сильного игрока европейского рынка — просто нереально. «Мотивация сильно уменьшилась, 80% концепции стратегического развития сейчас неактуальны», — отметил функционер. В июне мотивация, похоже, окончательно закончилась.