«Запустили трансформацию лиги». Что успел сделать Хачатурянц в РПЛ и кто продолжит его реформы

    До середины августа лигой руководит Александр Алаев
    В резюме топ-менеджера РФС и ФНЛ Александра Алаева вскоре, вероятно, появится новая аббревиатура /РФС

    Мотивация уйти

    Отставка Ашота Хачатурянца произошла ровно в тех обстоятельствах, о которых говорили инсайдеры: президент РПЛ закрыл один сезон, довел ключевые переговоры перед новым и анонсировал уход по собственному желанию на онлайн-собрании клубов. Его желание одобрили.

    Хачатурянц отработал главой РПЛ меньше года: его назначили исполняющим обязанности в октябре 2021 г., утвердили — в ноябре. Одной из ключевых идей топ-менеджера было обновление бизнес-модели в лиге.

    Уходя, он охарактеризовал эту работу как успешную: «Хочу отметить, что мне и моей команде удалось поставить лигу и взаимодействие с ее клубами на новые рельсы. Мы запустили и продолжаем трансформацию лиги, налаживаются бизнес-процессы».

    Мотивацию Хачатурянца уйти, похоже, раскрывает его поведение на брифинге в конце марта — на первой очной встрече с руководителями клубов РПЛ после обострения ситуации на Украине.

    Мотивации в итоге хватило на то, чтобы довести до финала ключевые вопросы, касающиеся нового сезона, — о дальнейшем развитии по планам Хачатурянца, с которыми он приходил в РПЛ, говорить уже невозможно.

    Тогда президента лиги спросили, есть ли у него желание работать дальше в новых условиях. Он ответил, что не может бросить клубы, но перед тем, как это произнести, сделал 15-секундную паузу и все это время, очевидно, подбирал правильные слова.

    За 20 лет у премьер-лиги сменилось семь руководителей

    Например, в конце февраля он рассказывал о встрече с потенциальными инвесторами — судя по инсайдам, Хачатурянц разговаривал тогда с представителями City Football Group, владеющей десятком клубов по всему миру, в том числе «Манчестер Cити».

    Реализовать хотя бы часть новой финансовой стратегии помешала политическая ситуация, а необходимость заниматься вопросами более низкого уровня подтолкнула Хачатурянца к уходу.

    Три главных контракта

    Главное, с чем президент оставляет лигу, — три ключевых новых контракта. Лето 2022 г. как раз оказалось периодом обновления всех важнейших источников дохода: следующий сезон запускает новые циклы договоров с вещателем, титульным и букмекерским спонсорами.

    По всем пунктам — взрывной рост. Суммарно РПЛ за сезон 2022/23 получит 10,16 млрд руб. только по этим трем контрактам, сезон 2021/22 принес всего 2,6 млрд.

    Правда, основную прибавку обеспечило соглашение с вещателем, где заслуги Хачатурянца нет: о договоренности на 6,6 млрд руб. в первые два сезона и по 7,7 млрд руб. еще на два объявили почти одновременно с приходом нового президента.

    А вот букмекера и титульного партнера нашли уже летом 2022 г. В обоих случаях пришлось менять план, на который изначально рассчитывали. Букмекерская компания Winline подписала контракт на 11,04 млрд руб. за четыре сезона, после того как от 15-миллиардной, уже согласованной, сделки отказалась «Лига ставок».

    В РПЛ рассчитывают, что извлекут из этого сотрудничества не только финансовую выгоду, но и повысят медийность лиги, поскольку Winline активнее и успешнее всех на рынке инвестирует в сопутствующие собственные проекты: от «Коммент. Шоу» и Медийной лиги в футболе до «Взял мяч» в баскетболе и «Скользкого льда» в хоккее.

    Последняя из глобальных задач, которую Хачатурянц решил для РПЛ, — найден новый титульный спонсор. После полутора лет сотрудничества с «Тинькофф банком» лига рассчитывала на аукцион среди других представителей банковской сферы и сумму контракта выше 1 млрд руб. взамен 300 млн руб. по предыдущему соглашению, торги после нескольких переносов в итоге отменили, а партнера нашли в смежной сфере.

    Ожидается, что в название лиги с нового сезона внедрится платежная система «Мир» — по неофициальной пока информации, контракт будет стоить около 800 млн руб. за сезон. В РПЛ для «Ведомости. Спорта», не называя конкретной компании, уточнили, что с новым титульным партнером уже достигнута принципиальная договоренность, но сам контракт еще не подписан.

    Официальную презентацию нового титульного спонсора запланировали на 9 июля — ее проведут в день Суперкубка России, в Санкт-Петербурге сыграют «Зенит» и «Спартак». О сделке объявят менее чем за неделю до старта сезона 2022/23 — первый матч под новым названием лига проведет уже 15 июля, там «Зенит» сыграет в гостях с «Химками».

    Похоже, что подпись под контрактом с «Миром» будет ставить уже новый глава РПЛ Александр Алаев.

    Вызов для коммерции

    Пока Алаев — временно исполняющий обязанности президента РПЛ. У него насыщенная карьера функционера в российском футболе: с 2012 г. он работал исполнительным и генеральным директором Российского футбольного союза (РФС), затем чуть больше года — до февраля 2019 г. — исполнял обязанности президента РФС, а после прихода на пост руководителя Александра Дюкова переместился на должность генерального секретаря. К тому же с 25 февраля 2021 г. он еще и президент Футбольной национальной лиги (ФНЛ).

    При выдвижении на выборы постоянного главы РПЛ Алаев планирует уйти с двух других постов. К концу следующей недели должно стать ясно, кто будет претендовать на пост: Хачатурянц прошлой осенью, например, был безальтернативным кандидатом. Выборы нового президента РПЛ запланированы на 16 августа, сообщили «Ведомости. Спорту» в лиге.

    42-летний Александр Алаев работает на разных должностях в руководстве российского футбола с 2007 г. /РФС

    Ожидается, что команда менеджеров, работавшая в РПЛ с Хачатурянцем, продолжит развитие по той же модели. Это дополнительный вызов в том числе для коммерческого департамента лиги.

    Сейчас может сложиться уникальная ситуация, когда весь спорт действительно поймет, что стал одним из центров индустрии развлечений, считает Мария Лиховид, руководитель направления Sport & Entertainment в группе компаний «Родная речь», объединяющей более 10 агентств разного профиля.

    «Потребность в развлечении — одна из базовых, а возможностей удовлетворить ее стало сильно меньше, — отмечает Лиховид в интервью «Ведомости. Спорту». — Поэтому аудитория переключится на те форматы, которые раньше игнорировала. Мы все знаем, как повлиял период локдауна в 2020 г. на интерес к компьютерным играм. Сейчас может произойти нечто похожее».

    При этом спорту тоже придется перестроиться, подчеркивает Лиховид. Поскольку людей, которых раньше футбол или хоккей не интересовал, нужно вовлекать в контент и культуру боления не через спортивную статистику и нарезку лучших моментов, а через простой, понятный, жизненный и смешной контент — дать людям позитивные эмоции, которых сейчас не хватает.

    Расширение аудитории должно быть одной из главных задач нового президента РПЛ, имя которого мы узнаем через полтора месяца.