У Бундеслиги уникальный лидер: фанаты сдавали кровь, чтобы спасти его от банкротства, и бесплатно ремонтировали стадион

    Скромный бюджет не мешает «Униону» держаться на равных с топами
    Болельщики «Униона» /dpa/picture-alliance

    После семи туров единоличным лидером Бундеслиги стал «Унион» — один из самых нетипичных футбольных клубов Европы. «Ведомости. Спорт» объясняют, в чем его сила.

    «Кровь за «Унион»

    С момента своего воссоздания в современном виде в 1966 г. «Унион» позиционировался как рабочая, народная команда, не связанная с государственными структурами. Во времена ГДР самым принципиальным соперником «Униона» было «Динамо», ассоциирующееся с силовыми органами. Стадион «Ан дер Альтен Ферстерай» (в буквальном переводе — «дом старого лесника») в социалистические времена оставался местом, куда не мог дотянуться жесткий государственный контроль.

    «За эту команду болели люди, выступавшие против режима, — рассказывал в интервью Sport24 один из фанатов клуба. — В этом пространстве они могли развивать свои идеи. Много панков, скинхедов, байкеров. Представители разных субкультур. Ну и суровые берлинские рабочие».

    «Унион» неразрывно связан с фанатами, оправдывая свое название — «единство, союз». Именно им принадлежит больше половины акций клуба, что, на самом деле, не редкость для Германии. Но вот сами фанаты «Униона» действительно уникальны.

    После объединения Германии «Унион» оказался в третьем дивизионе немецкого футбола, но болельщики продолжали ходить на стадион под лозунгом «Мы болеем не за футбол, мы болеем за «Унион».

    В 2004 г. клуб был на грани финансовой катастрофы, ему не хватало 1,5 млн евро для оформления лицензии. Болельщики провели акцию «Кровь за «Унион». Тысячи фанатов отправились на станции переливания крови, а полученные средства перечисляли в бюджет клуба.

    В сезоне 2008/2009 «Унион» рвался во вторую Бундеслигу. Но стадион клуба не соответствовал требованиям турнира. За реконструкцию стадиона принялись сами фанаты. 2400 человек бесплатно работали на стройке. Перестроенный «Ан дер Альтен Ферстерай» вмещает 22 000 зрителей, три четверти трибун — стоячие, что уникально для современных европейских арен. За олдскульной атмосферой боления на «Ан дер Альтен Ферстерай» приезжают даже английские фанаты.

    Фанаты «Униона» на реконструкции «Ан дер Альтен Ферстерай» /imago sportfotodienst

    А для болельщиков клуба стадион стал настоящим домом. Каждое Рождество здесь собираются толпы фанатов, чтобы вместе отметить семейный праздник. Приходят и футболисты с семьями. Во время чемпионата мира-2014 болельщики собирались здесь, чтобы смотреть трансляции из Бразилии. Притаскивали из дома любимые кресла и диваны.

    Во время пандемии коронавируса часть матчей чемпионата Германии проходила без зрителей. Фанатам и в голову не приходило требовать возврат денег за абонементы. Напротив, они искали возможности помочь клубу. На клубном сайте была организована онлайн-продажа пива и сосисок. Болельщики заказывали виртуальную еду, с их счетов списывались соответствующие суммы, но взамен они ничего не получали.

    Ставка на искренность

    В 2019 г. «Унион» впервые в своей истории пробился в Бундеслигу. В первом сезоне берлинцы заняли 11-е место, через год — седьмое и пробились в еврокубки. Тогда в последнем туре «Унион» обыграл «Лейпциг» (2:1), одного из самых принципиальных соперников. «Лейпциг» — это бизнес-проект, а «Унион» — про искренность. В минувшем сезоне «Унион» был уже пятым. Все эти успехи связаны с швейцарским тренером Урсом Фишером, возглавившим команду в 2018 г.

    При всем этом «Унион» остается одним из самых небогатых клубов Германии. По данным портала Transfermarkt, суммарная стоимость футболистов клуба составляет 104,3 млн евро. По этому показателю он опережает лишь шесть клубов Бундеслиги и серьезно уступает петербургскому «Зениту», например. Традиционно клуб ищет недорогих футболистов, а трансферные доходы превосходят расходы. Так, в межсезонье «Унион» отпустил за 20,5 млн евро (рекордная продажа в истории) в «Ноттингем Форест» нападающего Тайво Авонийи. За 6 млн евро купил у «Янг Бойз» Жордана Сьебатшо, структурно напоминающего нигерийца. Всего за 3 млн евро у «Сампдории» был приобретен норвежец Мартен Торсбю, который сразу же прочно обосновался в центре полузащиты «Униона». Суммарно все новички клуба потянули на 13,5 млн евро.

    Футбол «Униона» устроен достаточно просто, без мудреных тактических схем и ажурности комбинаций. Вместо этого — дисциплинированная игра в обороне, мощный прессинг в центре поля и забросы вперед на нападающих. Но и в таком футболе есть своя притягательность, особенно если кажущаяся простота помножена на самоотдачу игроков. Это футбол, которым покоряли мир английские клубы в 70-80-х и который затем сочли безнадежно устаревшим.

    Но именно об такой футбол разбилась прихотливо устроенная «Бавария» со своими звездами. «Унион» играл с мюнхенцами в пятом туре. До этого у «Баварии» было три убедительнейших победы и ничья с «Боруссией» из Менхенгладбаха, которую можно было считать недоразумением — «Бавария» доминировала в том матче и создала множество голевых моментов.

    Счет был таким же, как и с «Боруссией», — 1:1. Но статистический портал Opta отметил у мюнхенцев лишь один голевой момент. «Бавария» после этого потеряла уверенность в себе, внутри команды начались разногласия между тренером Юлианом Нагельсманном и футболистами, а «Унион» одержал две победы кряду и взлетел на первое место. После семи туров у берлинцев 17 очков, и они остаются единственной командой Бундеслиги, не потерпевшей ни одного поражения.

    Сложно прогнозировать, какое место «Унион» займет по итогам всего чемпионата. Объективно, ресурсы команды ограничены, и ей сложно будет состязаться с грандами-богачами на длинной дистанции. Но, кажется, болельщиков «Униона» конкретное место в турнирной таблице не так уж волнует. Для них важно, что их рабочая команда остается непохожей на всех и хранит верность традициям.