Футбол в Индонезии — экстрим. На стадионах не проверяют билеты, а гостевые команды ездят на бронетранспортерах

    Смерть 125 человек на острове Ява — самая масштабная, но не первая трагедия
    В первые выходные октября в Индонезии произошла одна из крупнейших катастроф в истории футбола /EPA

    Трагедия, произошедшая на футбольном матче на острове Ява, унесла жизни 125 человек, но стала далеко не первым ЧП на стадионах Индонезии. До событий 2 октября за последние 28 лет в результате несчастных случаев здесь погибло 78 болельщиков. «Ведомости. Спорт» рассказывают о темной стороне футбола в четвертой по численности населения стране мира.

    Столкновения болельщиков и полиции

    В первых сообщениях о трагедии в Маланге ошибочно говорилось о столкновениях между фанатскими группировками команд «Арема» и «Персебая». Это было совсем не так. На самом деле на матче присутствовали только болельщики хозяев. Фанатам «Персебаи» вход на игру был воспрещен как раз во избежание столкновений. Подобные запреты в чемпионате Индонезии в порядке вещей как раз из-за накопленного в предыдущие годы печального опыта.

    В 2018 г. чемпионат Индонезии был приостановлен в результате гибели болельщика «Персии» Харинги Сирила. Его до смерти избили болельщики принципиального соперника — футбольного клуба «Персиба Бандунга». Двумя годами ранее та же участь постигла уже 17-летнего фаната «Персиба Бандунга». Он скончался после жестокого нападения болельщиков «Джакарты».

    «Участники конфликта — организаторы, силовики и болельщики. Движущей силой в решении этой проблемы должно стать Министерство молодежи и спорта. Но задействовать также следует психологов и социологов, потому что они понимают мышление и мотивацию фанатов, — считает лектор по спорту из Технологического института Бандунга Томми Априантоно. — Между группировками болельщиков в Индонезии много различий, но есть общая черта — тотальный фанатизм. Они готовы воевать за свои команды».

    Насилие — отличительная черта не только при столкновениях фанатских группировок, но и при разборках полиции и фанатов. Полицейских обвиняют в том, что они применяют силу первым же делом и лишь потом начинают вести диалог. В 2016 г. это привело к смерти болельщика Мухаммада Фарезы во время матча между командами «Персия» и «Персела Ламонган». Погибшему было всего 16 лет. Тогда несколько тысяч фанатов устроили пикет в память о подростке и держали плакаты с требованием положить конец жестокости полиции.

    Во время трагических событий 2 октября против болельщиков применили слезоточивый газ из-за нападения на полицейские машины /EPA

    Еще одна крайность — применение слезоточивого газа. В руководстве Международной федерации футбола (ФИФА) по безопасности на стадионах говорится, что полиция или стюарды не должны использовать слезоточивый газ для сдерживания толпы на стадионах. Во время трагедии в Маланге химическое оружие применили не только против тех, кто выбежал на поле, но и против тех, кто оставался на трибунах. По этой причине многие продолжали искать единственный открытый выход, из-за чего образовалась страшная давка.

    «Я держался на трибунах, даже когда чувствовал удушье, — сказал один из выживших фанатов. — За 20 лет, что я болею за «Арему», я никогда не чувствовал себя таким напуганным, как в ту ночь».

    Британское издание The Guardian приводит характерную деталь, отражающую ситуацию с безопасностью в местном футболе. В 2019 г. сборная Малайзии, которой предстоял гостевой отборочный матч ЧМ-2022 против Индонезии в Джакарте, запросила бронетранспортер, чтобы добраться на стадион в день игры. Малайзийцы выиграли со счетом 3:2 и действительно уезжали с арены обратно в отель на бронетехнике.

    Справиться с насилием на трибунах временно помогла пандемия коронавируса. В 2020 — 2021 гг. доступ на футбольные арены в Индонезии был не ограничен, а полностью запрещен.

    На стадион пришло почти в три раза больше зрителей. За это клуб оштрафовали на $3370

    Еще одна беда — организация прохода на стадион и отсутствие контроля за безбилетниками. Один из самых известных случаев — матч между Индонезией и Саудовской Аравией на Кубке Азии 2007 г. Официальная посещаемость встречи составила 87 000 человек — на 10 000 больше, чем вмещает стадион в Джакарте. При этом арена заполнилась еще до того, как несколько тысяч обладателей легальных билетов пропустили внутрь. В итоге ради того, чтобы посмотреть игру, тысячи зрителей сидели на ступеньках или толпились в проходах.

    На стадионе в Джакарте, столице Индонезии, собирается больше зрителей, чем предусмотрено строителями арены /Zuma / TASS

    Тогда это не привело к трагедии, и бардак с доступом на стадионы продолжился. Новый тревожный сигнал поступил уже этим летом, 17 июня, во время предсезонного матча на Кубок президента между командами «Бандунг Персиб» и «Персебая». С учетом Covid-протоколов, на игру был разрешен доступ лишь 15 000 зрителей, но официальная посещаемость составила 40 000 человек.

    Болельщик Райхан Фаузи и его 29-летний дальний родственник Ахмад купили билеты на игру через официальное мобильное приложение, выпущенное клубом «Бандунг Персиб». Чтобы пройти на стадион, болельщики должны отсканировать штрих-коды на своих билетах на входе. По словам Фаузи, стюарды ничего не проверяли, а многие болельщики предъявляли билеты с предыдущих матчей. За час до игры служба безопасности стадиона просто закрыла входные ворота, потому что арена уже была переполнена.

    Увидев закрытые ворота, толпа ринулась на их штурм. Люди начали толкать друг друга, а задние ряды напирали на передние. «Внезапно человек передо мной упал, а я упал на него, — вспоминал ужасы того вечера Фаузи. — Но нам никто не помог. Те, кто был сзади, просто начали идти по нам. Кто-то наступил на меня. После этого я потерял сознание». В тот вечер Фаузи удалось выжить. Но придя в себя, он узнал, что его родственника не стало.

    По результатам инцидента, по данным Channel One Asia, «Персиб» оштрафовали на символическую сумму $3370 и запретили команде проводить матчи на домашнем стадионе во время Кубка президента неофициального турнира перед стартом национального чемпионата. Из-за столь мягкого наказания беспорядки продолжились. По официальным сообщениям, злополучный матч «Арема» — «Персебая» посетили 42 000 человек, хотя арена вмещает всего 38 000 зрителей.

    ФИФА уже банила сборную, теперь страну могут лишить МЧМ-2023

    Катастрофа с обеспечением безопасности на стадионах — не единственная проблема местного футбола. Футбольная ассоциация Индонезии (PSSI) даже находилась под санкциями ФИФА.

    Все началось в 2007 г., когда президент PSSI Нурдин Халид получил тюремный срок за коррупцию, но после выхода из тюрьмы вернулся на свой пост и руководил местным футболом до 2011 г. ФИФА запретила Халиду баллотироваться на третий срок. В результате развернувшейся борьбы за власть в Индонезии возникли две противоборствующие футбольные ассоциации — Всеиндонезийская футбольная ассоциация и Комитет спасения футбола.

    В 2023 г. сборная Индонезии впервые за 16 лет выступит на Кубке Азии /Yong Teck Lim / Getty Images

    Обе организации проводили независимые конгрессы в разных городах. При каждой из них появилась свой система соревнований и своя национальная команда. По этой причине в июне 2015 г. членство Индонезии в ФИФА было приостановлено, а национальную сборную отстранили от участия в отборочных циклах ЧМ-2018 и Кубка Азии 2019. Санкции сняли лишь в мае 2016 г.

    Результаты сборной Индонезии никогда не соответствовали страсти болельщиков и заполняемости арен. Национальная команда лишь раз участвовала в чемпионатах мира (в 1938 г. как Голландская Ост-Индия). При этом в 2023 г. индонезийцы выступят на Кубке Азии (впервые с 2007 г.). Кроме того, с 20 мая по 11 июня 2023 г. в Индонезии запланировано проведение молодежного чемпионата мира в возрастной категории до 20 лет. В турнире примут участие 24 команды. Местные юноши автоматически квалифицируются в финальную часть как хозяева соревнований.

    После событий 2 октября проведение МЧМ-2023 оказалось под угрозой. Но, возможно, катастрофа на острове Ява, наконец, что-то изменит в сознании местных властей, правоохранителей и самих болельщиков, и на стадионы в Индонезии, наконец, придет мир.