Защита репутации или перестройка экономики? Сколько Саудовская Аравия инвестирует в спорт и зачем ей это нужно

    Сейчас заманивают Роналду, а до этого создали революционный гольф-тур и вложились в команды «Ф-1»
    После окончания выступлений на ЧМ-2022 Криштиану Роналду остался без клуба. У форварда нет серьезных предложений в Европе, он может перебраться на Ближний Восток /TASS

    В начале декабря многие европейские СМИ распространили слухи о возможном переходе форварда сборной Португалии Криштиану Роналду в саудовский клуб «Аль-Наср». Хотя эти сообщения и были опровергнуты, очевидно, что Саудовская Аравия готова тратить 200 млн евро в год на одного футболиста (именно такую зарплату может получить Роналду в случае перехода). Новости о возможных расходах на Криштиану — эффектное дополнение к списку внушительных финансовых вливаний Саудовской Аравии в спорт. В последние годы власти ближневосточного государства активно вкладываются в футбол, автогонки, гольф и в другие виды. «Ведомости. Спорт» рассказывает подробности этих проектов и предлагает версии, зачем государству подобные инвестиции. 

    В какие виды спорта вкладывается Саудовская Аравия

    Футбол. В сентябре 2021 г. государственный инвестиционный фонд (PIF) Саудовской Аравии завершил сделку по приобретению «Ньюкасла» из Английской премьер-лиги (АПЛ) за $400 млн. Изначально покупка должна была состояться в 2020 г., но руководство АПЛ отменило ее из-за опасений, что саудовское государство получит прямой контроль над клубом. Как только представили PIF гарантировали, что «Ньюкаслом» будут владеть не власти Саудовской Аравии, а именно инвестиционная группа, сделку удалось довести до конца. 

    Опасения руководства АПЛ поддержали правозащитники, заявившие, что в случае продажи «Ньюкасла» фонду PIF руководство английского футбола будет замешано в «спортсвошинге» (этот термин еще не раз появится в материале) — использовании спорта для улучшения запятнанной репутации. В случае Саудовской Аравии речь о многочисленных нарушениях прав человека. Однако в АПЛ решили, что раз формального запрета на продажу клуба нет, любые этические соображения нужно оставить в стороне. 

    Помимо покупки целого клуба, PIF также начал инвестировать большие средства в партнерские сделки. Как отмечалось в отчете Financial Times, в прошлом году госфонд королевства потратил более $2,3 млрд на спонсорство в футболе. Так, подконтрольные PIF компании Qidddiya и Jeddah Central подписали 20-летние сделки с саудовскими футбольными клубами, а фирма Roshn минимум на пять лет стала основным спонсором местного чемпионата. Еще одна компания, поддерживаемая PIF — платформа электронной коммерции Noon — подписала контракт на титульное спонсорство с «Ньюкаслом».  

    Саудовская Аравия пытается расширить свое влияние и за рубежом — так, вполне вероятно, что именно на Ближнем Востоке будут проходить розыгрыши Суперкубка Италии. В сентябре портал Milano Finanza сообщил, что саудовское агентство спортивного маркетинга Sela Sport предложило руководству Серии А 138 млн евро за организацию турнира до сезона 2028/29 включительно.

    Ранее Саудовская Аравия проводила Суперкубок Италии в 2018 и 2019 гг. Розыгрыш текущего сезона также пройдет в ближневосточном королевстве — 18 января в Эр-Рияде встретятся чемпион и обладатель Кубка страны «Милан» и «Интер». По этой сделке итальянцы получат 8 млн евро. Таким образом, в случае заключения шестилетнего контракта с Sela Sport Серия А, которая ответственна за проведение Суперкубка, в год сможет получать почти в три раза больше (23 млн), чем в нынешнем сезоне. 

    Претендует Саудовская Аравия и на более крупные турниры — в сентябре The Times написала, что ближневосточное королевство присоединилось к заявке Греции и Египта на проведение чемпионата мира-2030. Отмечалось, что саудовцы готовы взять на себя основную часть расходов по подготовке инфраструктуры и строительству спортивных объектов. По информации CBS, в случае перехода Криштиану Роналду в «Аль-Наср» португалец может стать послом заявки Саудовском Аравии на организацию мундиаля. Хозяев ЧМ-2030 Международная федерация футбола (ФИФА) должна назвать в 2024 г.

    Автогонки. В автоспорт Саудовская Аравия инвестирует дольше прочего. В июле 2022 г. PIF получил долю 16,7% в британской команде «Формулы-1» «Астон Мартин», став вторым по величине акционером компании после частного инвестфонда Yew Tree Consortium канадского миллиардера Лоуренса Стролла с долей в 18,7%. При этом PIF владеет нефтяной компанией Aramco — титульным спонсором команды, а у Aramco есть спонсорский контракт на $40 млн в год с «Формулой-1». Как и в случае с представителями футбольной индустрии, руководство «Астон Мартин» критиковали за сотрудничество с саудовским государством. Однако без финансовой подпитки от PIF команда рисковала прекратить существование — в мае долг «Астон Мартин» почти достиг отметки в 1 млрд фунтов стерлингов. 

    Cаудовцы присутствовали на рынке автоспорта и раньше лета 2022 г. — пусть и неформально. Так, в июле 2021 г. PIF инвестировал $400 млн в акционерный капитал McLaren Group. Госфонд не получил никакой доли в компании, но в июне 2022-го было объявлено, что принадлежащий PIF проект мегаполиса Neom на побережье Красного моря, станет титульным спонсором команды «Макларен» из Формулы E (класс автогонок, в которых используются электромобили). Кроме того, в рамках сделки с PIF McLaren Group будет одним из партнеров-основателей Oxagon — плавучего промышленного центра города Neom.

    Наконец, в 2021 г. «Формула-1» провела первый в истории Гран-при Саудовской Аравии на автодроме Джидда Корниш. Гонка опять была встречена обвинениями в спортсвошинге, но в 2022 г. еще и столкнулась с практическими проблемами. Во время тренировок перед заездом ракета поразила нефтебазу всего в нескольких километрах от трассы — было установлено, что эта атака стала частью продолжающейся гражданской войны в Йемене, в которой Саудовская Аравия поддерживает правительственные силы, действующие против хуситов (шиитских боевиков). Несмотря на инцидент, гонка состоялась, и, более того, уже известно, что Гран-при «Формулы-1» будет проводиться в Саудовской Аравии на протяжении следующих 15 лет. С 2023 г. заезды организуют на специально построенной трассе в городе-парке Киддия, в 45 км от Эр-Рияда, столицы страны. 

    Гонка «Формулы-1» на автодроме Джидда Корниш прошла дважды — в 2021 и 2022-м, в следующем году заезд состоится уже на новой трассе в Киддии /formula1.com

    Гольф. В последние пару лет ведущие гольфисты мира нередко критиковали PGA Tour (организацию, отвечающую за проведение крупнейших турниров в гольфе) — в частности, за то, что она лишает их медиаправ и, как следствие, дополнительных доходов от рекламы. Саудовцы увидели в этом конфликте перспективы для себя и в 2021 г. организовали альтернативный тур LIV Golf с заоблачными призовыми. Так, призовой фонд каждого из восьми турниров сезона-2022 равнялся $25 млн, а победители каждого этапа получали $4 млн — больше, чем на самом прибыльном мероприятии PGA. 

    LIV убедил присоединиться к туру многих популярных и успешных гольфистов — Фила Микельсона, Дастина Джонсона, Серхио Гарсию, Брукса Кепку, Буббу Уотсона и др. После чего PGA объявила, что все гольфисты, участвовавшие в турнирах LIV Golf, отстранены от участия в классическом туре — игроков эта угроза не сильно тронула. LIV продолжает работу: в сезоне-2023 турниров будет еще больше, и они пройдут по всему миру — в США, Австралии, Сингапуре, Испании и Мексике. 

    Что еще. В дополнение к инвестициям в популярные виды спорта, PIF также вкладывает деньги в другие спортивные проекты. В январе саудовский госфонд создал киберспортивную компанию Savvy Games Group, которая собирается инвестировать $38 млрд, чтобы «превратить королевство в глобальный центр с игровыми компаниями мирового класса». 

    Кроме того, в 2022 г. Саудовская Аравия получила право на проведение зимних Азиатских игр-2029. Такое решение кажется спорным, поскольку курорт близ города Neom, где должны состояться Игры, еще не построен. Кроме того, вопросы вызывали потенциальные экологические последствия от создания горнолыжного курорта в месте, где обычно не бывает снега. 

    Также саудовцы обратили внимание на теннис и в конце июня обратились в Женскую теннисную ассоциацию (WTA) с предложением перенести в страну крупные соревнования. The New York Times считает, что речь даже может идти об Итоговом турнире. В разговоре с американским изданием член совета директоров WTA Петер-Михаэль Райхель подтвердил, что предложение рассматривается, но некоторые его коллеги выступают против такой идеи по этическим причинам. 

    В августе этого года Джидда приняла один из главных боксерских поединков года — украинец Александр Усик победил британца Энтони Джошуа и защитил свои титулы чемпиона мира. По информации Daily Mail, бой за звание абсолютного чемпиона мира в тяжелом весе между Усиком и британцем Тайсоном Фьюри в 2023 г. также может пройти в Саудовской Аравии. Только теперь не в Джидде, а в самом сердце государства — Эр-Рияде. 

    Зачем королевству эти инвестиции

    Спортсвошинг. С этим явлением связана самая распространенная теория, зачем Саудовская Аравия столь масштабно инвестирует в спорт — за счет вложений государство стремится очистить репутацию авторитарного строя, в котором нарушаются права человека. Спортсвошинг является далеко не новым явлением — одним из ярких примеров служит Олимпиада-1936, прошедшая в Берлине уже после избрания Адольфа Гитлера. В спортсвошинге также обвиняли Россию при проведении Олимпиады-2014 и ЧМ-2018, Китай во время Игр-2008 и 2022 г. и Катар при ЧМ-2022. 

    Как отмечали в Amnesty International, под руководством наследного принца Мухаммеда бин Салмана «саудовская спортивная пропаганда достигла пика в то самое время, когда права человека тревожно ухудшились — с убийством Джамаля Хашогги, заключением в тюрьму активисток движения за права женщин и чередой неизбирательных ракетных атак Саудовской Аравии в Йемене». Правозащитники расценили все спортивные проекты, финансируемые королевством, как возможность для государства скрыть свои нарушения. Представители Саудовской Аравии официально отрицают эти обвинения и утверждают, что многие из них вызваны непониманием страны, ее культуры и специфики общества.

    Наследный принц Мухаммед бин Салман — неофициальный куратор спортивных проектов Саудовской Аравии /wikimedia.org

    «Образ-2030». Вторая версия — более приземленная. В 2016 г. в королевстве запустили государственную программу «Образ Саудовской Аравии до 2030 г.» (Saudi Vision 2030). По словам бин Салмана, ее цель — создать «уникальное государство с лучшими экономическими и социальными реформами, которые позволяет открыть Саудовскую Аравию миру». Всплеск инвестиций в спорт в последние полтора года можно вполне отнести к двум аспектам концепции-2030.

    Один из них затрагивает задачи для страны диверсифицировать экономику и стать «инвестиционным центром». Получая новые источники дохода от вложений в спорт — как внутренний, так и зарубежный — Саудовская Аравия надеется уменьшить зависимость от нефти (сейчас она приносит 70% доходов бюджета) и, в конечном счете, развивать экономику за счет досуга и туризма. Начиная с 2016 г., когда был запущен проект «Образ-2030» и возросли инвестиции в спорт, по 2019 г. вклад спортивного сектора в ВВП Саудовской Аравии увеличился почти в три раза — с $2,4 до 6,9 млрд. Наряду с продолжающимся ростом вклада в ВВП, спортивный сектор также должен создать дополнительные возможности для трудоустройства саудовцев. 

    Другая часть концепции-2030, объясняющая инвестиции в спорт, ставит целью сформировать «динамичное общество с полноценной жизнью». Здесь Саудовская Аравия может достичь двойного эффекта. Во-первых, повышая узнаваемость и доступность спорта, власти королевства поощряют жителей страны к массовым занятиям спортом, что в результате дает более здоровых граждан и большую для людей продолжительность жизни. Во-вторых, интерес к занятиям спортом начинают проявлять дети, которые впоследствии могут вырасти в больших атлетов и начать достигать результатов, которые «будут способствовать чувству гордости и единства среди граждан Саудовской Аравии».