«Ман Сити» получает рекордные деньги от авиакомпании, Adidas одевает «МЮ» за 75 млн фунтов. Кто спонсирует клубы АПЛ

    Летом из Премьер-лиги уйдут букмекеры – грядут большие перемены
    Etihad Airways платит «Манчестер Сити» 67,5 млн фунтов в год – это крупнейший контракт с титульным спонсором в футболе /IMAGO/News Images

    Английская премьер-лига (АПЛ) – самый богатый чемпионат в Европе. Турнир лидирует по трем основным показателям доходов – размеру ТВ-контракта, выручке в дни матчей и объему отчислений от спонсоров. Если о ТВ-контракте АПЛ «Ведомости. Спорт» писал уже не раз, все понятно и с заработками от match day, то о спонсорах клубов сказано не так много.

    Титульные спонсоры – пока букмекеры, летом ситуация изменится кардинально

    У клубов есть несколько видов партнеров – титульный спонсор (его логотип чаще всего размещается на футболках), технический (производитель формы), нарукавный (нашивка на рукавах) и спонсор тренировочной формы.

    Титульных партнеров у клубов АПЛ вспомнить легко. У некоторых из них они купили права и на названия стадионов. Подобные сделки, в частности, заключили две авиакомпании – Etihad Airways с «Манчестер Сити» и Emirates с «Арсеналом».

    Большинство титульных спонсоров клубов АПЛ – из индустрии ставок. В этом сезоне букмекеры помогают восьми командам. Число партнеров из этой сферы постепенно снижается: в позапрошлом сезоне букмекеры спонсировали 10 коллективов, в прошлом – девять.

    Такая тенденция не случайна – после нескольких лет переговоров правительство Великобритании все-таки запретит компаниям, занимающимся ставками, начиная с сезона 2023/24, заключать контракты о титульном спонсорстве с клубами АПЛ. Так что уже в ближайшее время стоит ждать новостей о новых партнерах клубов АПЛ. Впрочем, это не касается команд топ-6 – букмекеры спонсировали середняков и аутсайдеров турнира.

    Аналитики из Observatoire du Sport Business подсчитали, что подавляющий перевес представителей индустрии ставок в АПЛ сформировался в последние 10 лет. К примеру, в 1990-е большинство партнеров (33%) представляли сферу электроники, много было соглашений с производителями еды/напитков, а также с компаниями из мира моды. Теперь же основный пул спонсоров составляют букмекеры (40%) и финансовые холдинги (25%) – Standard Chartered «Ливерпуля», AIA Group «Тоттенхэма», Forex Trading Broker «Лестера», American Express «Брайтона» и AstroPay «Вулверхэмптона».

    Самые большие сделки о титульном партнерстве предсказуемо принадлежат топ-клубам. «Манчестер Сити» получает от Etihad Airways 67,5 млн фунтов в год – это самый крупный контракт среди футбольных команд мира. Не так много уступает «Реал» – Emirates платит мадридцам 70 млн евро (62 млн фунтов). По 40 млн фунтов ежегодно получают «Челси», «Ливерпуль», «Арсенал» и «Тоттенхэм», 47 млн – «МЮ».

    По итогам нынешнего сезона две из шести команд «большой шестерки» точно сменят титульных партнеров – «Юнайтед» не продлил соглашение с IT-компаний TeamViewer, а «Челси» отказался от продолжения сотрудничества с телекоммуникационной фирмой Three.

    Технические спонсоры – Adidas лидирует, но местные бренды становятся все популярнее

    20 команд Премьер-лиги одевают семь брендов одежды. Интересно, что еще в прошлом сезоне поставщиков было девять. Однако испанские Joma и Kelme покинули АПЛ вместе с «Норвичем» и «Уотфордом» соответственно.

    Больше всего контрактов у Adidas – немецкая фирма обеспечивает формой «Арсенал», «МЮ», «Лестер», «Лидс» и «Фулхэм». На втором месте идет Nike, у которого соглашения с четырьмя командами, но три из них – топ-уровня. Американская компания одевает «Ливерпуль», «Челси» и «Тоттенхэм».

    Чемпион страны – «Манчестер Сити» – последние четыре годы предпочитает форму от Puma.

    Стремительно завоевывает позиции в футбольный индустрии британский бренд Castore. В прошлом сезоне футболки от этой компании использовали «Ньюкасл» и «Вулверхэмптон», в этом году к ним присоединилась «Астон Вилла». Castore получил известность в 2019-м после заключения контракта с теннисистом Энди Марреем. Сейчас бренд представлен и на испанском рынке благодаря договору с «Севильей».

    Три клиента в АПЛ имеет британская фирма Umbro («Брайтон», «Брентфорд» и «Вест Хэм»). По две команды у итальянской Macron («Кристал Пэлас» и «Ноттингем Форест») и датской Hummel («Эвертон» и «Саутгемптон»).

    У клубов АПЛ есть сильный разброс в стоимости контрактов с производителями экипировки. Так, наиболее «жирное» соглашение с техническим спонсором – у «Манчестер Юнайтед», за возможность одевать игроков Adidas платит 75 млн фунтов в год. В то время как Castore перечисляет «Вулверхэмптону» лишь 1 млн фунтов.

    Среди топ-клубов меньше всех от технического партнера получают «Ливерпуль» и «Тоттенхэм» – 30 млн фунтов в год от Nike. Puma рекламируется с помощью «Манчестер Сити» за 65 млн фунтов, столько же Nike перечисляет «Челси». 60 млн фунтов в год – доход «Арсенала» от контракта с Adidas.

    В целом количество спонсоров для клубов АПЛ ничем не ограничено. Логотипы партнеров могут быть представлены в самых разных местах – от рукавов тренировочной формы до подтрибунных помещений, попадающих в трансляции, и клубных YouTube-каналов.

    В среднем у команд АПЛ 17-18 спонсоров – некоторые из них глобальные, а некоторые – региональные. Рекорд по числу партнеров в Премьер-лиге установил «Манчестер Сити» в сезоне 2021/22 – чемпион имел 50 соглашений. Но и это не предел – в сезоне 2020/21 у мадридского «Реала» было 72 контракта.