Суперлига уже существует. АПЛ доминирует в мировом футболе за счет рекордных ТВ-контрактов

    Корпорация Apple способна перевернуть ситуацию на тендере 2023 г.
    Канал Sky транслирует Английскую премьер-лигу (АПЛ) с момента ее основания в 1992 г. /IMAGO/Focus Images

    Клубы Английской премьер-лиги (АПЛ) значительно превосходят европейских конкурентов благодаря доходам от ТВ-прав. Как АПЛ пришла к рекордным заработкам – в материале «Ведомости. Спорта».

    АПЛ представляют 11 из 20 самых доходных клубов мира

    В апреле 2021 г. 12 ведущих европейских клубов, включая шесть английских, предприняли попытку организовать новый международный турнир – Суперлигу, противопоставив его традиционным еврокубкам. Под угрозами санкций со стороны Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и Международной федерации футбола (ФИФА) большинство участников сразу покинули проект. Спустя почти два года основатели идеи предлагают новую концепцию, в рамках которой бросают вызов не только УЕФА, но и Английской премьер-лиге (АПЛ). Маркетинговая компания A22, продвигающая дерзкий проект, недавно представила его новым возможным участникам презентацию, один из слайдов которой назывался «АПЛ стала Суперлигой».

    Доминирование английского чемпионата над остальными футбольными лигами обеспечено контрактами с телевидением. Текущее соглашение АПЛ с национальными вещателями Sky, BT, Amazon и BBC оценивается в 5 млрд фунтов за три сезона (с 2022 по 2025 гг.). Немецкая Бундеслига, испанская Ла Лига и итальянская Серия А в среднем уступают АПЛ в два раза. При этом еще 5 млрд за те же три сезона англичане заработают на сделках с иностранными вещателями.

    Телевизионные доходы обеспечивают клубам финансовые преимущества. Схема выплат рассчитана таким образом, что даже клубу, занявшему последнее, 20-е место, достается до 100 млн фунтов. Победитель турнира может рассчитывать на сумму в полтора раза больше.

    Как выглядит финансовое доминирование англичан, можно, например, увидеть по рекордным тратам в январское трансферное окно: 20 клубов заплатили за новичков 815 млн фунтов (примерно 923 млн евро) – таких расходов в мировом футболе еще никто себе не позволял. Кроме того, в ежегодном рейтинге аудиторской компании Deloitte по доходам за сезон 2021/22 английские клубы заняли 11 мест из 20. При этом в топ-20 оказались не только заслуженные гранды, но и такие клубы, как «Лидс», «Эвертон» и «Ньюкасл», которые не выступают в еврокубках и лишены возможности зарабатывать на призовых от УЕФА.

    Образование новой лиги и смелый ход Мердока

    К сегодняшнему дню английский клубный футбол превратился в глобальный продукт в области спортивных развлечений, но таким он был не всегда. 1980-е гг. были омрачены фатальными событиями, такими как катастрофа на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде, во время которой погибли почти 100 человек. Реакцией стала капитальная реконструкция инфраструктуры, в результате которой на стадионах не осталось стоячих мест.

    Модернизация арен удачным образом совпала с подъемом платного телевидения, которое помогло монетизировать исторический интерес к футболу. До этого о сверхдоходах можно было только мечтать. К моменту образования АПЛ (в 1992 г.) доходы от телевидения распределялись между клубами всех четырех профессиональных дивизионов (в соотношении 50%, 25%, 12,5% и 12,5%). По последнему контракту с национальным вещателем ITV высшему английскому дивизиону досталось 48 млн фунтов за четыре года. Выплаты делились на 20 клубов, так что речь не шла даже о миллионных заработках.

    В 1992 г. ведущие английские клубы отделились от Футбольной лиги и при поддержке Футбольной ассоциации (FA) основали свое собственное соревнование – АПЛ. Ее принципиальным отличием была ставка на премиальный продукт и отказ делиться с низшими дивизионами.

    Вложения медиамагната Руперта Мердока способствовали финансовому могуществу АПЛ /Abaca Press/TASS

    К финансовому прорыву АПЛ привел отчаянный шаг медиамагната Руперта Мердока. На момент основания лиги ему уже принадлежали британские газеты The Sun и Times, а также доля в убыточном холдинге Sky Television – ради погашения долгов пришлось осуществить его слияние с конкурентом British Satellite Broadcasting и образовать новую объединенную компанию BSkyB. Она образовала альянс с BBC, который претендовал только на обзоры и самые яркие моменты матчей, и сделала предложение на 304 млн фунтов за пять лет. Несмотря на долги, Мердок решился на крупную ставку. Буквально в последний момент он устранил конкурента в лице ITV, который собирался в одиночку транслировать новое соревнование и обещал новый выгодный контракт на 262 млн фунтов за пять лет.

    Прийти к соглашению с АПЛ компании Мердока помог владелец «Тоттенхэма» Алан Шугар, чья компания Amstrad производила для BSkyB спутниковые антенны и ресиверы, ориентированные на массовый рынок. В день выборов вещателя новой лиги в лондонском отеле «Ланкастер Гейт» очевидцы слышали, как он кричал в телефонную трубку: «Я хочу, чтобы вы их смыли ко всем чертям!» Скорее всего, Шугар обращался к Мердоку, имея в виду ITV, хотя сам он ответил, что говорил со своей девушкой.

    Доминирование Sky и уход от монополии

    Исторический контракт не только обеспечил благополучие клубам АПЛ, но и решил финансовые проблемы BSkyB. Под сезон 1992/93 тарелки были установлены более чем в 3 млн квартир. Спустя четыре года трансляций чемпионата канал вышел на 300 млн прибыли.

    В 1996-м BSkyB купил права на период с 1997 по 2001гг., увеличив их стоимость до 688 млн фунтов. В пакет входили всего 60 матчей за сезон. На BBC по-прежнему оставались хайлайты.

    «Рост доходов от трансляций был связан со строительством лучших стадионов, привлечением лучших менеджеров и игроков и созданием «гораздо более экспортируемого продукта», – заявил Барни Фрэнсис, исполнительный вице-президент спортивной и медиакомпании IMG и бывший управляющий директор Sky Sports.

    По его словам, с этого момента АПЛ развивалась и наращивала преимущество, тогда как другие лиги могли лишь догонять. Это нашло отражение и в глобализации составов. К началу первого сезона АПЛ в 1992 г. в заявках команд насчитывалось всего 13 игроков из-за пределов Великобритании. В течение последующих 30 лет лига привлекла игроков из 120 стран.

    Барьер в 1 млрд фунтов был взят в новом тысячелетии. Вновь постаралась компания Мердока, уже под названием Sky, заплатившая 1,11 млрд за период с 2001 по 2004 гг. Еще 183 млн фунтов за хайлайты добавил ITV. Продажи за рубеж к тому моменту приносили сопоставимые суммы – 181 млн. Планку в 1 млрд иностранные вещатели преодолели в цикле 2010–2013.

    Доминирование Sky прервал антимонопольный комитет Европейского союза. Его вмешательство привело к реорганизации тендера на продажу телеправ. С этого момента претендентам стали предлагать пакеты трансляций, причем не только с участием топовых клубов. С 2010 по 2013 гг. конкуренцию Sky пыталась составлять Setanta, которая приобрела всего один из шести пакетов (за 159 млн фунтов). С 2013 г. Sky делит телерынок АПЛ вместе с главным телекоммуникационным оператором Англии British Telecommunications (BT). Обзоры тура остаются за BBC.

    Подписка на три пакета трансляций АПЛ (от Sky, BT Sports и Amazon) обходится британским болельщикам в 100 фунтов в месяц /arsenal.com

    Борьба с монополией Sky отразилась в первую очередь на зрителях, ударив по их кошелькам. Матчи хитро распределены по различным пакетам, поэтому, чтобы посмотреть все самые важные события с участием топовых команд, приобретать приходится сразу три подписки общей стоимостью 100 фунтов в месяц: на Sky, BT Sports и Amazon. В частности, именно Amazon в середине этой недели транслировал статусный матч между «Арсеналом» и «Манчестер Сити», который, возможно, решал судьбу чемпионской гонки. Британское издание The Independent констатирует, что английские болельщики оказались в глупом положении в сравнении с аудиторией из других стран. Если купить только один пакет, все равно заплатишь больше, чем условный испанец или немец, но при этом останешься без лучших матчей.

    В ожидании встряски от Apple

    Нынешний контракт АПЛ с национальными вещателями был заключен в 2021 г. без проведения открытого аукциона с участием других возможных претендентов. Правительство Великобритании, по закону о конкуренции, обладало правом заблокировать соглашение, но не стало этого делать. Напротив, оно участвовало в переговорах АПЛ с вещателями, сконцентрировав усилия на том, чтобы защитить футбольные клубы от финансовых потерь, вызванных пандемией коронавируса.

    Американизация АПЛ может привести на рынок спортивных трансляций такого крупного игрока, как корпорация Apple /chelseafc.com

    «Участие правительства в этой сделке – большая разница по сравнению с тем, как управлялся футбол в недавнем прошлом, – объяснял бывший директор АПЛ по телеправам Дэвид Коган BBC Radio 4. – Это решение, по сути, подарит лиге и клубам три года спокойной жизни».

    Тендер на следующий цикл состоится в 2023 г. Дальнейший коммерческий рост АПЛ может быть связан с намерением ИТ-гиганта Apple развивать свой стриминговый сервис в Европе. SportsProMedia прогнозирует, что участие Apple в открытом аукционе за права на АПЛ может стать «крупнейшей за последние годы встряской в сфере британского спортивного ТВ».

    К заключению рекордной сделки располагают несколько факторов. Прежде всего, Apple усиливает присутствие на рынке спортивного вещания. В 2022 г. платформа Apple TV+ подписала десятилетний контракт на $2,5 млрд на эксклюзивный показ в США матчей Главной североамериканской лиги (МЛС), а также приобрела права на показ Высшей лиги бейсбола (МЛБ) — $85 млн в год по семилетнему контракту. С 2024 г. Apple планирует показывать на территории Великобритании крупнейшие теннисные турниры. Наконец, успешной сделке может способствовать возросшая американизация АПЛ – половиной команд лиги владеют граждане США.

    В настоящее время медиаправа на АПЛ принадлежат 90 вещательным компаниям, транслирующим футбол силами 400 каналов в 188 странах. Из иностранных вещателей больше всего лиге платит опять же американский канал – NBC. Соглашение действует с 2022 по 2028 гг. и оценивается в 2 млрд фунтов (2,4 млрд евро). В США английский футбол смотрят около 600 000 человек. Популярность обеспечивается языковым фактором, доминированием АПЛ в Европе и разностью в часовых поясах. В эфирной сетке трансляции из Англии занимают утренние слоты и не пересекаются с НБА или НХЛ.