Футбольная Ла Лига со скандалом сменила поставщика аудиовизуальных услуг
Пятилетнее соглашение c HBS и испанской Telefonica принесет 400 млн евро«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
Испанская футбольная Ла Лига, управляющая первыми двумя дивизионами страны (Примера и Сегунда), заключила пятилетний контракт на производство аудиовизуальных услуг со швейцарской компанией Host Broadcast Services (HBS) и испанской Telefonica. По данным журнала деловой и экономической информации Merca2, соглашение вступит в силу с сезона 2025/26 и принесет организации 400 млн евро.
Mediapro грозит судом
HBS и Telefonica заменят в качестве дистрибьютора матчей двух высших дивизионов испанского футбола другого многолетнего партнера Ла Лиги – каталонскую группу Mediapro. Сотрудничество с этой платформой длится уже 20 лет и заканчивается по окончании текущего сезона, а ее владельцы крайне недовольны таким поворотом событий.
Несмотря на утверждение президента лиги Хавьера Тебаса о том, что HBS и еще один поставщик услуг показали наивысшую оценку с точки зрения технической и финансовой привлекательности, Mediapro настаивает – ее предложение было более выгодным для Ла Лиги. Каталонский оператор выразил сомнения относительно способности HBS выполнить контракт и подтвердил, что планирует оспорить новую сделку в суде.
«Это беспрецедентный случай. Ла Лига сделала выбор в пользу более дорогой компании – швейцарского поставщика, не имеющего технической инфраструктуры в Испании и достаточного опыта в организации футбольных соревнований такого масштаба, – говорится в заявлении Mediapro. – Решение Ла Лиги не является ни справедливым, ни объективным. Хуже всего, что оно может поставить под угрозу проведение матчей следующего сезона. Это, несомненно, нанесет ущерб клубам и соревнованиям как экономически, так и по качеству трансляции. Парадоксально, что в попытках защитить испанскую промышленность они наняли швейцарскую компанию».
HBS входит в империю спортивного маркетинга Infront Sports & Media, которая базируется в швейцарском Цуге. Компания была создана в 2002 г. для производства теле- и радиотрансляций чемпионата мира по футболу в Южной Корее и Японии. С тех пор HBS значительно вырос и занимается трансляцией нескольких крупных турниров, включая футбольные Лигу чемпионов и чемпионат Европы, Кубок мира по регби и теннисный «Ролан Гаррос».
Главным аргументом Mediapro против соглашения Ла Лиги с HBS является отсутствие собственных технических мощностей у швейцарской компании в странах, где производится ее контент. «Они действуют всего лишь как консультанты и исполнительные продюсеры, передавая на субподряд производство продукта – в этом случае используются технические ресурсы, принадлежащие другим вещателям, – отмечается в заявлении Mediapro. – Кроме того, большие вопросы вызывает сам конкурс. Весь процесс выбора в пользу той или иной компании характеризовался секретностью, постоянными изменениями и задержками сроков, при этом Mediapro Group так и не получила никаких объяснений».
Избавление от зависимости
Mediapro считает выбор Ла Лиги в пользу HBS и Telefonica непоследовательным, поскольку ранее Тебас выражал удовлетворение многолетним сотрудничеством, которое было подтверждено другими сделками. В 2023 г. испанский дистрибьютор продлил соглашение с футбольной лигой до конца сезона 2028/29 на распространение международных прав матчей испанского топ-дивизиона, писала SportsPro.
Финансовые подробности обновления контракта не были раскрыты, но Ла Лига заявила, что «новая сделка значительно улучшает текущие коммерческие условия и устанавливает среднесрочную стратегию с Mediapro, которая позволит лиге лидировать в таких областях, как аудиовизуальная стратегия и анализ рынка».
Кроме этого, у Mediapro и Ла Лиги действует соглашение о совместной борьбе с пиратством. В декабре 2024 г. Коммерческий суд Ла-Коруньи потребовал взыскать с сайта Roja Directa, нелегально распространяющего спортивный контент, в пользу Mediapro 31,6 млн, информирует El Pais. Компенсация назначена за незаконную трансляцию матчей Ла Лиги в сезоне 2014/15.
Кроме того, сейчас в суде №1 города Сьеса проходят заседания о привлечении к ответственности американской транснациональной корпорации Google, которая включила в свой магазин Google Play незаконное приложение New Play. Через него проходили трансляции матчей чемпионата Испании, и Mediapro совместно с Ла Лигой и Telefonica рассчитывает на компенсацию. Судья потребовал от Google предоставить информацию о доходах от рекламы, полученных посредством включения приложения New Play в свой магазин, отмечает Marca.
«Ла Лига признала неоценимую помощь Mediapro в борьбе с пиратством. Они обратились к нам с просьбой обучить технических специалистов с других платформ, чтобы иметь возможность внедрить инструменты, которые успешно применяет Mediapro. Все это было сделано бесплатно», – подчеркивается в заявлении дистрибьютора.
Стоит отметить, что 80% акций компании Mediapro, обвиняющей Ла Лигу в привлечении стороннего дистрибьютора, принадлежат китайской частной инвестиционной компании Orient Hontai Capital. Да и репутация Mediapro далека от идеальной – в 2020 г. руководство компании уличили в даче взяток высокопоставленным должностным лицам Международной федерации футбола (ФИФА) за покупку аудиовизуальных прав на отборочный этап ЧМ-2014, 2018 и 2022 гг. в регионе Центральной Америки и Карибского бассейна (КОНКАКАФ), напоминает El Mundo.
«Главная цель Ла Лиги при заключении сделки с HBS и Telefonica – получение автономии. Это следует расценивать как важный имиджевый жест. Лига больше не зависит от Mediapro», – говорится в колонке издания Relevo.