Ла Лига распределила между клубами почти 1,3 млрд евро доходов от телеправ

    В сезоне 2024/25 «Реал» заработал больше всех, хотя чемпионом стала «Барселона»
    Zuma\TASS
    Zuma\TASS

    Руководство высшего дивизиона чемпионата Испании по футболу (Ла Лига) распределило между клубами 1,29 млрд евро от продажи телеправ за сезон 2024/25. Это немного меньше показателя предыдущего сезона, когда доходы команд первого дивизиона составили 1,35 млрд евро. Всего между клубами Ла Лиги и Сегунды (второй дивизион) было распределено 1,432 млрд евро против 1,498 млрд евро сезоном ранее. 

    Согласно правилам Ла Лиги, в первом дивизионе 50% всех средств, вырученных от продажи ТВ-прав, распределяются поровну между 20 клубами. В сезоне 2024/25 это обеспечило каждой команде гарантированные 35-37 млн евро. Этот механизм считается важным для клубов с ограниченными бюджетами и команд, недавно поднявшихся из Сегунды.

    Еще 25% средств распределяются с учетом спортивных результатов. Общий объем этой части составил около 340 млн евро. При расчете учитывались итоги нескольких сезонов: 35% – за сезон 2024/25, в котором чемпионом стала «Барселона», 20% – за сезон 2023/24, и 15% – за результаты в каждом из трех предыдущих розыгрышей. По этому показателю «Барселона» получила 57,8 млн евро, «Реал Мадрид» – 51 млн, «Атлетико» – 44 млн. Минимальная выплата в этой категории досталась «Вальядолиду» – 850 000 евро.

    Оставшиеся 25% зависят от социального и коммерческого охвата каждого клуба. В рамках реформы, начатой в 2023 г., Ла Лига стала учитывать не только продажи билетов и абонементов, но и телевизионную аудиторию, а также вовлеченность болельщиков через дополнительный медиаконтент – записи из раздевалок, разговоры игроков во время разминок и пауз. Треть суммы в этой категории распределяется по билетным показателям, еще две трети – по телеаудитории и цифровому взаимодействию с фанатами. 

    По итогам сезона 2024/25 чемпион Ла Лиги «Барселона» стала второй по доходам от телеправ, заработав 156,45 млн евро, уступив «Реалу» (157,92 млн). Годом ранее показатели были выше: 162,49 млн у каталонского клуба и 159,55 млн евро у мадридского. Третьим стал «Атлетико» с 108,17 млн евро. Более 100 млн евро получили только эти три клуба. Далее следуют «Атлетик» (72,26 млн), «Реал Сосьедад» (67,80 млн), «Бетис» (64,67 млн) и «Севилья» (63,95 млн). «Жирона» заработала 55,64 млн евро, а минимальный доход получил «Леганес» – 39,93 млн евро.

    Ла Лига в ноябре 2025 г. оформила новую сделку по продаже внутренних ТВ-прав на цикл 2027-2032 гг. Действующие вещатели – Telefónica и DAZN – продлили контракты, суммарно заплатив 5,25 млрд евро, что как минимум на 300 млн евро больше текущих соглашений. С учетом дополнительных договоренностей (например, права для коммерческих помещений) общий объем поступлений достиг рекордных 6,135 млрд евро.

    По данным El Pais, второстепенные соглашения увеличили совокупный доход от внутренних прав на 9% по сравнению с предыдущим пятилетним циклом (5,628 млрд евро). Это позволило лиге закрепиться на втором месте среди национальных футбольных чемпионатов по годовому доходу от ТВ-прав – свыше 1 млрд евро за сезон. Президент Ла Лиги Хавьер Тебас назвал рост важным фактором финансовой устойчивости клубов, подчеркнув, что результат был достигнут на фоне снижения стоимости медиаконтента у ряда лиг. Он также связал интерес вещателей с усилением борьбы с пиратством, что, по его словам, помогло расширить пользовательскую базу операторов.

    Значительную роль в медийных доходной лиги продолжает играть продажа международных прав, которые оценивают более чем в 1,1 млрд евро за сезон. Ключевым партнером остается испанская медиагруппа Mediapro, отвечающая за дистрибуцию трансляций по всему миру, за исключением Северной Америки, Ближнего Востока и Северной Африки. По действующему пятилетнему контракту до конца сезона 2028/29 этот сегмент приносит лиге около 897 млн евро в год.

    В 2025 г. Ла Лига также продлила многолетнее соглашение с BBC Sport, получившей право на использование хайлайтов матчей на сайте, в приложении и соцсетях. Ранее лига заключила аналогичные договоренности с каналом Sky Sports. Дополнительные поступления обеспечивают контракты в Северной Америке: восьмилетняя сделка с ESPN, подписанная в 2021 г., приносит около $175 млн в год в США, еще $70 млн ежегодно выплачивает мексиканская Televisa за права на Мексику. Также в 2022 г. Ла Лига подписала 15-летний контракт с ТВ-компанией Galaxy Racer на регионы Ближнего Востока с потенциальным доходом до 3 млрд за весь срок, но спустя три года договор был расторгнут на индийском субконтиненте из-за неуплаты, слабых показателей и сбоев трансляций.

    «Барселона» завершила 2025 г. в статусе лидера чемпионата Испании. После 18 туров у команды Ханси Флика 46 очков – больше всех. На втором месте идет «Реал» с 42 баллами. Также в четверку входят «Атлетико» (37) и «Вильярреал» (35 при двух матчах в запасе).