В КХЛ худшая посещаемость за 14 лет. Президент федерации Третьяк уверен, что проблема в календаре

    Каждая команда провела дома по 34 матча – так часто раньше не играли
    В КХЛ установлены худшие показатели посещаемости с сезона 2008/09 /Антон Новодережкин / ТАСС

    Средняя посещаемость матчей регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) в сезоне 2022/23 составила 5438 зрителей. Это худший показатель за 14 лет, если не брать в расчет сезоны 2020/21 и 2021/22, прошедшие при строгих ограничениях из-за пандемии коронавируса. Одним из главных факторов, приведших к антирекорду, считается новый формат проведения КХЛ. Подробности – в материале «Ведомости. Спорта».

    На календарь КХЛ в сезоне 2022/23 повлиял выход из лиги финского «Йокерита» и латвийского «Динамо» (в конце февраля 2022 г.), а также отстранение сборной России от международных соревнований – Евротура и чемпионата мира. Количество команд сократилось с 24 до 22. Новых участников на место выбывших добавлять не стали. Вместо этого увеличилось число игр. Каждый клуб провел в регулярном чемпионате по 34 домашних матча (всего за сезон – 68), это рекорд со времен первого сезона лиги (2008/09). Календарь стал интенсивнее за счет отсутствия пауз на Евротур. Команды ушли на перерыв лишь в середине декабря, когда в Москве состоялся Кубок Первого канала.

    Нынешний сезон стал первым после снятия пандемийных ограничений. В КХЛ действовали суровые нормы по заполняемости арен. В частности, «Барыс» из Астаны играл без зрителей почти весь предыдущий чемпионат, а на большинство арен допускалось не более 500 человек. Открытие стадионов не спасло от антирекордов. Лишь дебютный сезон КХЛ (2008/09) оказался еще хуже по показателям посещаемости. Тогда в лиге было 24 участника, каждая команда провела в регулярном чемпионате по 56 матчей, а средняя аудитория встреч составляла 5117 зрителей. С тех пор, если не считать сезоны с ограничениями, средняя посещаемость не опускалась ниже отметки в 5500 человек.

    В 2022-м проблемы с посещаемостью начались уже со старта сезона. Например, за первый месяц (сентябрь, 133 игры) на трибунах в среднем собирались 4662 зрителя, а заполняемость арен составляла 53,1%. Антирекорд посещаемости был установлен 6 декабря на матче между китайским клубом «Куньлунь Ред Стар», который играет в Мытищах, и подольским «Витязем». В тот день «Арену Мытищи» посетило всего 297 зрителей.

    Превзойти показатели дебютного сезона удалось в первую очередь благодаря открытию в Омске ледового дворца «G-Drive Арена». Местный «Авангард» стал лидером сезона по посещаемости. В среднем команду поддерживали 11 500 болельщиков. Омичам удалось обойти даже СКА – лидера предыдущих лет. За петербургский клуб в Ледовом дворце в среднем болели 10 969 человек. Все остальные команды лиги собирали на домашних матчах менее 10 000 зрителей. «Куньлунь» показал абсолютно худшие цифры. Китайский клуб не превысил даже среднестатистический показатель в 1000 человек на игре, ограничившись числом 800.

    На связь между увеличением количества матчей и падением зрительского интереса прямо указал президент Федерации хоккея России (ФХР) Владислав Третьяк, которого цитирует «РИА Новости»: «Большое количество матчей в чемпионате имеет плюсы и минусы. Например, упала посещаемость. Не каждая жена отпустит мужа на хоккей три-четыре раза за неделю», – объяснил Третьяк.

    В 2022-м проблемы с посещаемостью начались уже со старта сезона. Например, за первый месяц (сентябрь, 133 игры) на трибунах в среднем собирались 4662 зрителя, а заполняемость арен составляла 53,1%. Антирекорд посещаемости был установлен 6 декабря на матче между китайским клубом «Куньлунь Ред Стар», который играет в Мытищах, и подольским «Витязем». В тот день «Арену Мытищи» посетило всего 297 зрителей.

    Завершившийся чемпионат действительно подарил несколько захватывающих турнирных сюжетов. В особенности это касается Восточной конференции, где победителем стал казанский «Ак Барс», по ходу сезона не попадавший даже в восьмерку участников плей-офф. Вместе с тем увеличение количества матчей привело к антирекорду.

    Версию с пагубным влиянием изменений в календаре на посещаемость матчей разделяет и президент ярославского «Локомотива» Юрий Яковлев: «Я не поддерживаю новый календарь КХЛ. У нас в сентябре 13 игр. Это ненормально. Во имя чего это все? Платежеспособность населения не так велика, чтобы ходить так часто на хоккей. Правильнее было бы дать паузу ребятам», – сказал он на пресс-конференции еще перед началом сезона. В итоге арена «Локо» в среднем заполнялась лишь на две трети (5472 зрителя на игре).

    Связь дороговизны билетов с заполняемостью арен можно проследить на примере екатеринбургского «Автомобилиста». Самый дешевый билет на домашние игры этого клуба стоит 500 руб. – дороже, чем у всех остальных команд лиги. В результате «Авто» стал лишь 14-м в КХЛ по посещаемости (в среднем 4566 зрителей на игре). В первой части сезона команда возглавляла турнирную таблицу Востока, но даже это не вызвало зрительского интереса.

    В новом сезоне количество команд КХЛ может увеличиться в случае возвращения в лигу тольяттинской «Лады». Волжский клуб уже подал заявку на вступление в КХЛ. Судьба «Лады» решится на заседании совета директоров лиги в конце марта. Увеличение числа участников может сбалансировать календарь.