Как «Автомобилист» превратился из середняка в топ-клуб КХЛ
К плей-офф екатеринбургская команда получила новую аренуКХЛ пополнилась современной ареной в Екатеринбурге, а местный «Автомобилист» идет в лидерах Восточной конференции и готов замахнуться на Кубок Гагарина
В марте екатеринбургский «Автомобилист» провел первый официальный матч на новой «УГМК-арене», вмещающей 12 588 зрителей. Хозяева уступили ЦСКА, но современный стадион заслужил комплименты, закрепив за «Автомобилистом» статус топ-клуба Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). В сезоне 2023/24 команда впервые за 75 лет взяла бронзу, выбив из розыгрыша казанский «Ак Барс» и петербургский СКА, а сейчас борется за лучшую позицию на востоке перед плей-офф.
Стечение обстоятельств
«Автомобилист» был основан в 2006 г. – в КХЛ моложе только владивостокский «Адмирал» (2013), «Сочи» (2014) и пекинский «Куньлунь Ред Стар» (2016). Екатеринбург не входит в список российских городов с развитой автомобильной промышленностью, а название команда получила по совокупности обстоятельств.
В 1950 г. в Свердловске (название Екатеринбурга с 1924 по 1991 г.) создали команду «Спартак», ее взлет в высший эшелон российского хоккея совпал с расформированием еще одного местного клуба – «Динамо». «Спартак» не отличался выдающимися результатами, но и из элиты не вылетал. В начале 1960-х гг. у «Спартака» начались финансовые проблемы. Для дальнейшего выступления в чемпионате СССР требовалась спонсорская поддержка. В 1966 г. на помощь пришло Средне-Уральское транспортное управление «Свердлавтотранс». И по инициативе председателя областного совета – фронтовика Владимира Кота – «Спартак» переименовали в «Автомобилист».
В 1996 г. команде на год вернули прежнее название, а с 1997-го она носила имя «Динамо-Энергия». Современный «Автомобилист» не является преемником клуба советских времен, но его создатели (прежде всего правительство Свердловской области) учли мнение болельщиков и воспользовались историческим названием. В сезоне 2006/07 «Автомобилист» и «Динамо-Энергия» даже вместе играли в Высшей лиге, но вскоре «Динамо» обанкротилось и прекратило существование.
Осенью 2009 г. «Автомобилист» дебютировал в КХЛ. В первом же сезоне под руководством чешского тренера Марека Сикоры команда сенсационно пробилась в плей-офф, но вылетела в первом раунде от уфимского «Салавата Юлаева» (до сезона 2023/24 «Автомобилист» лишь раз преодолевал эту стадию). Постепенно команда превратилась в крепкого середняка, который легко может дать бой лидеру и неожиданно уступить аутсайдеру.
Через систему клуба прошли несколько именитых российских хоккеистов, среди которых чемпион Игр-2018 и двукратный обладатель Кубка Стэнли Павел Дацюк (после окончания спортивной карьеры занял должность менеджера по развитию молодых игроков «Автомобилиста»), рекордсмен по количеству матчей в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) среди российских вратарей Николай Хабибулин (799) и чемпион мира – 1993 Алексей Яшин.
Тренерский фактор
Последние успехи «Автомобилиста» связаны с 49-летним Николаем Заварухиным. Хотя до него с командой работали действующий обладатель Кубка Гагарина Андрей Разин, легенда отечественного тренерского цеха Владимир Крикунов и даже приводивший сборную Канады к победе на чемпионате мира – 2016 Билл Питерс. Но никто из звездной компании дать результат в Екатеринбурге не сумел.
Заварухин начал карьеру главного тренера на уровне КХЛ в 2019 г. в новосибирской «Сибири». И в первом же сезоне выбил из плей-офф «Автомобилиста». В Екатеринбург Заварухин поехал на роль одного из ассистентов Питерса. Но через три месяца после старта сезона 2021/22 канадца отправили в отставку, а команду доверили Заварухину. Сразу проявить себя он не успел – регулярный чемпионат завершили досрочно из-за пандемии и Олимпиады-2022. А вот весной 2023 г. решение оставить Заварухина во главе «Автомобилиста» вызвало вопросы – игроки «традиционно» ушли в отпуск после первого раунда плей-офф, но боссы клуба менять тренера не стали и оказались правы. Контракт Заварухина действует до конца сезона 2025/26.
Заварухин построил крепкую оборону (меньше на востоке пропустили только два клуба), поддерживает стабильность состава (перед нынешним сезоном ушло всего четыре игрока) и предпочитает опираться на опытных хоккеистов (средний возраст команды – 27,3 года, старше в КХЛ лишь три клуба). Тренер «Автомобилиста» умеет работать с ветеранами: в сезоне 2023/24 на площадке не затерялся 39-летний чемпион Игр-2018 Сергей Широков (27 очков по «гол + пас»), затем пост капитана принял 30-летний Анатолий Голышев (34 очка за 50 матчей). Лучший бомбардир «Автомобилиста» в сезоне 2024/25 – самый высокооплачиваемый игрок клуба (75 млн руб. в год, по данным издания «Спорт-экспресс», СЭ), 35-летний француз Стефан Да Коста (55 очков за 63 игры).
«У Заварухина очень организованная команда: игроки знают, когда добавить, а когда откатиться назад, – заявил «Ведомости. Спорту» заслуженный тренер России Федор Канарейкин. – Видно, что в коллективе хорошая атмосфера, никто не выпадает. Это важный фактор в борьбе за трофей. Успех прошлого сезона явно не был случайным».
Другие опрошенные «Ведомости. Спортом» эксперты из мира хоккея подметили интересную деталь: во время игровых пауз Заварухин почти всегда лично объясняет комбинации на планшете, в то время как в других командах игрокам часто подсказывают помощники главного тренера. Это говорит о том, что Заварухин максимально вовлечен в каждую игру.
Еще одна сильная сторона «Автомобилиста» – наличие двух надежных вратарей. Формально первым номером считается более опытный и дорогой Евгений Аликин, чей возраст – 30 лет, а зарплата, по данным СЭ, – 52 млн руб. При этом сменщик Аликина – 24-летний Владимир Галкин с окладом в 20 млн руб. – в нынешнем сезоне играет даже больше (61 матч против 55 по состоянию на 12 марта) и регулярно выручает.
Сносит башню
Современная «УГМК-арена» тоже должна помочь клубу реализовать чемпионские амбиции. Прежний стадион команды – открытый в 1970 г. многофункциональный комплекс «Уралец» – вмещал чуть более 5000 зрителей и, несмотря на реконструкции в 2003-м и 2006-м, явно устарел.
На месте «УГМК-арены» раньше находилась недостроенная телебашня – один из главных символов Екатеринбурга. Работы на объекте начались в конце 1980-х, но в 1990-е стройку заморозили из-за финансовых проблем. Долгое время телебашню пытались приспособить под разные нужды, но из-за отсутствия интереса инвесторов осенью 2017 г. ее решили снести. Хотя часть горожан до последнего надеялась привлечь внимание к объекту публичными акциями. Историю со сносом фанаты обыграли в первом матче на новом стадионе, вывесив запоминающийся баннер «От этой арены сносит башню».
Главным разработчиком концепта новой арены стала немецкая компания HPP Architekten, а основным инвестором – металлургический гигант УГМК. На церемонии открытия почетные гости благодарили генерального директора холдинга и президента «Автомобилиста» в одном лице Андрея Козицына (№ 31 в рейтинге миллиардеров российского Forbes 2024 г. с состоянием 4,4 млрд руб.). Часть расходов покрыли региональные власти.
К возведению объекта приступили в октябре 2019 г. Планировалось, что проект обойдется примерно в 120–130 млн евро, а строительство займет около двух лет. Но сроки сдвинулись на 2023 г. – к летней Универсиаде, где арена должна была стать ключевым местом соревнований. Затем турнир у Екатеринбурга забрали, а спорткомплекс сдали в эксплуатацию лишь в конце 2024 г. Официально строительство завершилось в феврале 2025-го. Общая стоимость арены, сообщил Козицын в интервью РБК, составила 23,1 млрд руб.
«С учетом того, что произошло за последние пять лет, мы планировали одну арену, а построили совершенно другую. Считаю, что получилось достойно, – сказал Козицын «Чемпионату». – Мы объехали все арены, побывали в доступных и недоступных местах, чтобы сделать качественно: по комфорту, условиям, красивой картинке по телевизору».
У спорткомплекса необычный сетчатый металлический каркас, в который интегрирован медиафасад площадью 16 000+ кв. м и медиаэкран в 1500 кв. м. Общая площадь арены – 112 000 кв. м плюс 5 га прилегающей территории. В 2025 г. возле стадиона планируют открыть обновленную набережную.
«Сейчас думаем по поводу ярких маркетинговых историй, в планах сделать каждый матчдэй максимально разнообразным. Потому что подросли цены на билеты – и ценник надо отработать, – рассказал «Ведомости. Спорту» близкий к клубу источник на условиях анонимности. – Есть проекты по развитию детской части арены. Были сообщения, что на территории вокруг спорткомплекса будет что-то вроде «города хоккея», но это далеко от правды. Скорее, появится место для качественного семейного досуга».