«Триатлетов больше не становится». Что тормозит развитие любительского триатлона в России

    Экипировка, участие в соревнованиях даже внутри страны и подготовка к ним стоят очень дорого
    Любительский триатлон активно развивается в России: в августе 2023 г. трехдневный фестиваль «Лига триатлона ФТР & Ironstar Krylatskoe» собрал более 2500 участников /Александр Авилов / Агентство «Москва»

    La Course des Debrouillards – так в 1920-х назывались одни из первых соревнований, где участники должны были преодолеть дистанцию вплавь, на велосипеде и бегом. С французского это переводится как «Гонка находчивых». Сейчас только находчивости для участия – и тем более для победы – недостаточно. Сила, скорость, выносливость ценятся явно выше. Олимпийская версия состязания включает заплыв на 1,5 км, веломаршрут на 40 км и забег на 10 км. Полная дистанция Ironman (в переводе с английского – «железный человек) – пожалуй, самой известной коммерческой триатлонной гонки – 226 км (3,86 + 180 + 42,2). Впрочем, часто проводятся укороченные и детские соревнования, а также кросс-триатлонные, где спортсмены плывут, едут и бегут по пересеченной местности.

    Все с собой

    В триатлон редко приходят в детстве – сложно представить, чтобы ребенку в равной степени нравились сразу три дисциплины. Даже у взрослых сохраняется специализация: кому-то проще дается бег, другим – велосипед.

    «Наш вид спорта хорош тем, что вы можете попробовать себя в том, что плохо получалось, но добиться общего результата за счет тех дисциплин, где вы чувствуете себя увереннее, – рассказывает в интервью «Ведомости. Спорту» триатлет и тренер Алина Микрюкова. – Плюс можно отдельно поучаствовать в забеге, в заплыве и в велосипедной гонке – выбор соревнований шире».

    По словам Микрюковой, интерес к триатлону растет в том числе потому, что спортсменов воспринимают как «сверхлюдей». Но чтобы ими стать, придется не только много работать над собой, но и заплатить. В Москве услуги персонального тренера стоят от 1500 руб. за час или от 15 000 руб. в месяц. Некоторые готовятся самостоятельно по программе – индивидуальной или универсальной. Микрюкова считает, что при должном отношении к делу это поможет преодолеть даже «железную» дистанцию.

    Но самая большая статья расходов – экипировка. До пандемии хороший гидрокостюм стоил 10 000 руб., сейчас – 20 000-25 000. Кроссовки обойдутся примерно в такую же сумму. А еще нужен велосипед.

    «Карбоновый велосипед стоит полмиллиона или миллион, хотя бывают варианты дороже, – разъясняет Микрюкова. – Можно купить алюминиевый и самостоятельно его пересобрать – будет дешевле. Лет восемь назад он стоил тысяч 50. Сейчас таких цен нет, дешевле 100 000 руб. найти что-то приемлемое очень сложно. Но всегда есть рынок б/у. Бывшие профессионалы, в том числе велогонщики, продают велосипеды. Можно подобрать что-то под себя».

    Но даже после покупки хорошего велосипеда триатлет тратится на обслуживание и транспортировку по соревнованиям. По России можно заказать доставку – в этой сфере работают специальные компании. Для перелетов придется купить велочемодан – что-то более-менее надежное обойдется в $500. Внутри велосипед находится в разобранном виде, его сдают как хрупкий и негабаритный багаж (это также влечет дополнительные расходы), а после приземления собирают. Если, конечно, велосипед долетит.

    Наибольших затрат для триатлетов требует экипировка /Александр Авилов / Агентство «Москва»

    «Мой ученик поехал в Америку на первый в жизни Ironman и остался без экипировки – багаж потеряли, – вспоминает Микрюкова. – Пришлось искать все на месте: есть люди, у которых при себе запасной велосипед. Моему ученику его одолжили, кто-то дал ему гидрокостюм, что-то купил он сам. Но так везет не всегда».

    Цена за слот

    В триатлоне огромное количество коммерческих стартов. В России они проходят под несколькими брендами. Один из них – Ironstar, который ежегодно проводит соревнования в Москве, Сочи и других городах.

    «У нас выработаны критерии, ниже которых мы не опускаемся, – говорит в интервью «Ведомости. Спорту» Владимир Шейкин, генеральный директор Ironstar, – Например, мы не проводим соревнования без ковров в транзитной зоне и обязательно приглашаем ведущих. Так что на организацию одного события у нас уходит от 20–25 млн до 50 млн руб.».

    По словам Шейкина, взносы участников покрывают примерно 30% расходов. Помогают также спонсоры и региональные программы софинансирования – субсидия от местных властей может составлять до 50%. Шейкин добавил, что такая бизнес-модель работает только при большом количестве стартов. Если проводить одно событие в год, затраты не окупились бы.

    Самый известный триатлонный бренд в мире – Ironman – принадлежит World Triathlon Corporation и распространяется в том числе по франшизе. В России об организации знаменитой гонки говорили давно, но лишь летом 2021 г. Петербург принял Ironman 70.3 – более короткую дистанцию, которая собрала 2500 участников. На следующий год должны были пройти соревнования на полные 226 км, но России запретили проводить их под знаменитым брендом.

    В итоге в 2022 и 2023 гг. в Петербурге прошел триатлон «Медный всадник» от компании «Железный человек». Организаторы старта отказались обсуждать с «Ведомости. Спортом» финансовую составляющую проекта, но известно, что этим летом участникам пришлось заплатить за выход на старт от 19 000 до 27 000 руб. за среднюю дистанцию (35 000 руб. за командную эстафету) и от 31 000 до 36 000 руб. за полную. Если бы все места были выкуплены, продажи принесли бы организаторам 71,5 млн руб.

    Итоговые цифры оказались меньше из-за низкого спроса. В эстафету заявились 68 команд вместо 100 – доход составил 2,38 млн. На средней дистанции соревновались 1009 атлетов, что принесло 21,243 млн руб. На полную дистанцию вышло 383 человека (11,873 млн руб.). В результате продажа слотов (при условии, что все спортсмены купили их по указанным ценам) обогатила организаторов на 35,5 млн руб.

    Стоимость участия в триатлонных гонках в России может варьироваться от 3000 до 36 000 руб. /Александр Авилов / Агентство «Москва»

    К высокой стоимости участия опытные триатлеты давно привыкли. Тренд тут задает Ironman. Например, поучаствовать в октябрьском забеге на 70,3 км в Марокко сейчас стоит около 300 евро – и цена будет только расти. «До пандемии участие в «половинке» Ironman стоило 15 000–20 000 руб., полная дистанция – около 30 000 руб., – говорит Микрюкова. – Сейчас дороже из-за курса. Но российские соревнования по цене не сильно отличаются». Спортсменов из России на зарубежные старты сейчас пускают, пусть и без флага. Правда, чтобы выступить, нужно разобраться с визой, как-то оплатить слот с зарубежной карты и очень много потратить на перелет.

    Наполнить рынок

    В России организуют и менее масштабные старты. Например, в Челябинской области проходит фестиваль по триатлон-кроссу «Тургояк». «Для нас это не бизнес, а хобби, – рассказывает «Ведомости. Спорту» руководитель уральского старта Александр Кистанов. – Конечно, стараемся работать не в ущерб в себе, хотя иногда получается дотационная история. Со спонсорами взаимоотношения строятся по-разному. У нас есть два партнера, которые сами болеют этим видом спорта, выставляют корпоративные команды. Они оказывают всестороннюю финансовую поддержку. Но очередь из желающих нам помочь не выстраивается. К тому же триатлон – замкнутый вид спорта. Некоторые спрашивают нас: «А что это?»

    Роль спонсоров можно свести к минимуму и организовать гонку только за счет продажи слотов. Участие в «Тургояке» стоит 3000–5000 руб. По словам Кистанова, денег от продажи слотов хватило бы, чтобы не только провести соревнование, но и немного заработать, но уровень организации в этом случае был бы «колхозным». Чтобы улучшить сервис для участников, нужно больше денег – в районе 1 млн руб., а на фестивальный формат с концертом придется заложить 3–5 млн руб. Так что взносы участников покрывают расходы организаторов гонки в Челябинской области только наполовину.

    В России не так много триатлонных стартов – помимо небольших региональных соревнований, ежегодно организуют пять-семь крупных турниров /Александр Авилов / Агентство «Москва»

    За участие в петрозаводском KareliaTri, который прошел с 30 июня по 1 июля, нужно было заплатить от 8500 до 14 500 руб. Финансовые итоги организаторы еще не подвели, но, как рассказал сооснователь старта Никита Комиссаров, заработать на событии не стремились. Его основной бизнес – это производство мебели, и часть затрат он покрыл из своего кармана. Что-то компенсировали взносы участников.

    «Спонсоры не покрывают и половины расходов, – говорит Комиссаров «Ведомости. Спорту». – Нам помогают локальные организации и компании, и их поддержка завязана на личных отношениях и персональной заинтересованности владельцев. Многие не понимают, что на соревнования приезжают не только атлеты, но и их семьи. У нас было 680 участников, но, чтобы посчитать, сколько человек мы привлекли в наш город, нужно умножить эту цифру на три. Мы наполнили деньгами рынок сдачи квартир в аренду, а также туриндустрию, потому что атлеты совмещают участие в соревнованиях с путешествием по Карелии. А владельцы жилья, агентства недвижимости и турагентства об этом даже не задумываются».

    Никита убежден, что триатлон в России пока находится в зачаточном состоянии. В качестве примера он привел немецкий Рот, где каждый год проходит престижная триатлонная гонка на 2500 участников. Свободные места разбирают за 10 минут. В России продажи идут более скромными темпами. К тому же самих соревнований не так много: по словам Комиссарова, в России в год помимо небольших региональных стартов организуют пять-семь крупных событий. Из-за климата почти все они проходят летом.

    «В нашей серии девять мероприятий, – спорит с Комиссаровым Шейкин. – Каждые две недели с апреля по октябрь у нас проходят соревнования Swimstar и Ironstar. В регионах есть локальные старты. Событий достаточно, причем они отличаются по ценнику, уровню организации и географии. Правда, триатлетов больше не становится. Увеличилось число бегунов и пловцов, но триатлеты держатся на уровне прошлого года. Связываю это со всеми потрясениями и ростом цен. Думаю, в следующем году рынок увеличится».

    Ограждения бесплатно

    У организаторов на подготовку к стартам уходит не меньше усилий и времени, чем у атлетов. И речь не только о событиях уровня Ironman. Например, трехдневный фестиваль в Челябинской области готовят целый год. По словам Кистанова, один из самых сложных этапов – это согласование с властями.

    «С каждым годом договариваться становится все сложнее, – объясняет он. – Требуются перекрытия дорог для безопасности участников. У нас не шоссейная, а лесная дистанция, но все равно спортсменам нужно как-то туда добираться, они постоянно пересекают дороги. В этих местах должны стоять гаишники. У нас гонка проходит по курортной зоне, и в выходные в хорошую погоду там большое движение. Это проблема».

    Кистанов добавил, что при согласовании приходится сильно менять маршруты, а некоторые соревнования начинать рано – в семь-восемь утра. Понимания со стороны местных властей иногда добиться непросто – многое зависит от глав администраций. Заинтересованность прежде всего проявляют те руководители, которые сами занимаются спортом. В остальном препятствий не чинят, но помогают в меру возможностей.

    «Мы ведем переговоры с администрацией города и различными ведомствами – без их участия провести соревнования не получилось бы, – говорит Комиссаров. – Очень благодарны им за поддержку! Нам дают пользоваться тем, что есть на балансе города. Например, предоставляют металлические ограждения и дорожные знаки для организации дистанции. Кроме того, мы берем часть инвентаря у бюджетных спортивных учреждений. Без помощи города затраты были бы сумасшедшие. Не думаю, что кто-то на такое осмелился бы».