«Готов был заплатить несколько тысяч евро». Смена спортивного гражданства как шанс на Олимпиаду

    Десятки российский атлетов теперь представляют другие страны
    В марте 2023-го Александра Костенюк сменила спортивное гражданство на швейцарское /Olimpik / NurPhoto via Getty Images

    С февраля 2022 г. из-за ситуации на Украине российские атлеты не могут принимать участие в соревнованиях под эгидой большинства международных федераций. Лишь немногие разрешают им состязаться в нейтральном статусе. А вопрос с допуском на ближайшую летнюю Олимпиаду – в Париже в 2024 г. – не решен до сих пор. На этом фоне некоторые российские атлеты меняют спортивное гражданство.

    Летом 2023 г. в Минспорте отчитались, что с 2022 г. российское спортивное гражданство сменили 67 атлетов. Из них 47 человек представляют летние олимпийские виды спорта, восемь – зимние, еще 12 – неолимпийские дисциплины. А по данным онлайн-издания «Холод» (его основатель и главный редактор Таисия Бекбулатова признана в РФ иноагентом), с весны 2022 г. процедуру смены гражданства прошло не менее 200 спортсменов. Больше всего уехавших среди шахматистов (141 человек), на втором месте фигурное катание и конный спорт (по 11). Замыкают тройку художественная гимнастика и теннис (по пять атлетов).

    Не все спортсмены, представляющие теперь другие страны, лидеры в своих дисциплинах, а многие вообще не известны широкой публике. И карьеры этих атлетов складываются по-разному. Так, выступающая с марта 2023 г. за Швейцарию шахматистка Александра Костенюк в августе не смогла защитить звание сильнейшей на Кубке мира в Баку. А российский призер Олимпиады-2020 гребчиха Анна Пракатень в сентябре взяла золото Азиатских игр за Узбекистан, хотя в прошлом году из-за санкций подумывала об уходе из спорта.

    Высокая конкуренция

    Российские атлеты и до введения санкций решались на смену спортивного гражданства, но это случалось не часто и, как правило, объяснялось невозможностью пробиться в основной состав сборной страны из-за высокой конкуренции или других причин.

    В фигурном катании несколько подобных историй. К примеру, на Играх-2022 за Грузию каталась серебряный призер финала юниорского Гран-при 2016 г. Анастасия Губанова. Фигуристка сменила флаг в 2021 г., поскольку по сложности программ уступала лидерам российской команды. В Грузии Губанова стала первым номером сборной, смогла выступить на Олимпиаде, где заняла 11-е место.

    Художественная гимнастка Екатерина Веденеева в 2018 г. стала представлять Словению, проведя до этого восемь лет в российской сборной. На чемпионате мира 2023 г. она стала бронзовым призером в упражнении с лентой. «Основной состав сборной России – это восемь человек, а на главные старты ездят две-три гимнастки, поэтому пробиться на Кубки мира и чемпионаты было очень трудно, – объясняла Веденеева в соцсетях. – Когда мне исполнилось 23 года, я поняла, что у меня два выхода: заканчивать или искать другой способ. Спустя полгода мне сделали гражданство, Ирина Винер дала добро».

    С августа 2018 г. за Узбекистан выступает велогонщица Ольга Забелинская, выигравшая под российским флагом серебро и две бронзы Олимпийских игр. В ее резюме есть допинг-кейс из 2014 г., пусть и завершившийся оправданием. Для россиян в связи с масштабными претензиями WADA к стране в целом это означает проблемы с допуском к топ-турнирам, поэтому Ольга решила не рисковать – и сменила флаг.

    Не ради денег

    Россияне, сменившие спортивное гражданство после введения санкций, решаются на такой шаг не только из-за политической позиции или желания соревноваться на международной арене. Некоторым предлагают условия для жизни и тренировок лучше, чем в родной стране.

    «Зарубежная «конюшня» бесплатно обслуживает мой автомобиль и выдает, условно, 100 000 евро в год на любые обучающие курсы, – рассказывает «Ведомости. Спорту» 24-летний автогонщик на условиях анонимности. – Также в моей команде пилотам-иностранцам дают год на адаптацию, в течение которого гонщики вне зависимости от результатов сохраняют работу. Для россиян срок увеличили до полутора лет с формулировкой «принимая во внимание непростую ситуацию в стране». Потому мы обживаемся в довольно спокойной обстановке».

    Источник «Ведомости. Спорта» отдельно отмечает хорошие условия для тренировок за границей: «В России не так много гоночных треков, часто команды арендуют какой-то один из них на определенное количество часов. В зарубежной практике такого нет, свой небольшой трек есть почти у каждого коллектива, это сильно упрощает работу».

    Для некоторых атлетов смена спортивного гражданства – логичный, а в нынешних политических условиях и необходимый шаг для продолжения профессиональной карьеры. К примеру, велогонщик Павел Сиваков родился в Италии, а большую часть жизни провел во Франции. По сути, с Россией его связывают только родители – Алексей Сиваков и Александра Колясева, также велогонщики. Весной 2022 г. Павел оформил французское гражданство.

    «Он опасался, что Россию больше никогда не допустят к международным стартам, – рассказали «Ведомости. Спорту» в пресс-службе британской команды Сивакова Ineos Grenadiers. – И что кто-то будет препятствовать его карьере из-за связи с Россией. Мы заверили его, что наши юристы справятся со всеми вопросами и проблем не возникнет. Условия у Павла ничем не отличаются от остальных членов нашей команды. Мы также готовы помогать ему с инвентарем, тренерами и решением логистических вопросов в случае необходимости».

    В августе 2022 г. Сиваков одержал первую победу под французским флагом на многодневке «Вуэльта Бургоса», а как россиянин Павел выигрывал Тур Альп, Тур Польши, молодежную «Джиро д’Италия» и другие международные гонки.

    Павел Сиваков родился в Италии, живет во Франции и выступает за британскую команду – теперь как француз /Wikimedia

    Некоторым российским спортсменам не обещали никаких благ за переезд, они сами были готовы заплатить, чтобы иметь возможность попасть на Олимпиаду.

    «Когда я искал варианты, то даже спрашивал у представителей зарубежных федераций, должен ли я что-то отдать, готов был заплатить несколько тысяч евро, – рассказывает «Ведомости. Спорту» один из сменивших спортивное гражданство биатлонистов на условиях анонимности. – Но не потребовалось. Сейчас я существую сам по себе. Ни винтовок, ни инвентаря, ни доступа к трассам – ничего такого не выделяют. Система устроена так, что сначала во всем помогают своим. На старты заявляюсь в общем порядке, тренировочный комплекс арендую на три-четыре часа в день. Еще прилично трачу на бытовые вещи, аренду дома. Олимпийская мечта стоит во всех смыслах дорого».

    Биатлонист подчеркивает, что у российских коллег есть и другие преимущества, кроме доступа к инфраструктуре: «Речь о финансовой составляющей. На зарубежных «Ижевских винтовках» можно получить максимум iPad. А в России условные 2000 евро призовых. Наши федерации в условиях санкций делают все возможное, претензий к ним нет».

    В целом биатлон остается главным зимним видом спорта, где из России наблюдается массовый отток в другие сборные. Практика смены гражданства в биатлоне пошла еще с 1990-х, когда в Белоруссию уехали Вадим Сашурин и Владимир Драчев. За последние пять лет гражданство по разным причинам сменило более 20 российских биатлонистов.

    Пути назад нет

    Когда процесс смены российскими атлетами гражданства начал набирать обороты, на повестку выдвинулось два вопроса. Первый – будет ли у них возможность пользоваться отечественной инфраструктурой, ведь в большинстве случаев они остались гражданами России.

    «Ведомости. Спорт» связался с 20 спорткомплексами в разных регионах страны. В 17 из них не имели ничего против тренировок сменивших гражданство, если они своевременно будут оплачивать аренду и вести себя вежливо, как и другие посетители. Представители двух объектов не дали ответа. Еще в одном от комментариев отказались «до распоряжений более высокого начальства».

    Другой вопрос, более важный, – могут ли спортивные федерации РФ как-то воспрепятствовать подобной миграции. «Такой возможности нет, – подчеркивает в разговоре с «Ведомости. Спортом» спортивный юрист Дмитрий Прудников. – Если у спортсмена есть основания для смены гражданства, то согласие его родной национальной федерации не нужно. Тот или иной атлет может иметь только одно спортивное гражданство, «двоеженство» исключено. При этом обычное гражданство при смене спортивного можно сохранить».

    Прудников отмечает, что сама процедура смены гражданства не такая сложная, поэтому при желании решиться на нее проще, чем кажется. «Если пловец Вася хочет это провернуть, то у него, скорее всего, есть предпочтительный список стран, – продолжает юрист. – Он должен обратиться с официальной письменной просьбой в соответствующий комитет, например, федерации плавания Италии. Еще ему нужно собрать документы, подтверждающие связь с новой страной: арендованное жилье, наличие близких родственников и т. д. Обычно за спортсменов это делают агенты или другие законные представители, что сильно облегчает процесс».

    По словам Прудникова, окончательное решение «в любом случае принимает спортивная федерация, национальные органы не рассматривают подобного рода вопросы». А вот если спортсмен захочет вернуться под прежний флаг, сделать это, по мнению юриста, будет сложнее.

    «Федерации не любят, когда бегают туда-сюда, – говорит он. – Это допускается только в исключительных случаях при наличии уважительных причин. В текущей ситуации в нашей стране вряд ли кому-то разрешат отмотать все назад. Да и пойдут ли сами спортсмены на такой шаг? Наверное, в ближайшие годы это исключено».