Раньше всех добрался до $1 млн, был лицом 39 брендов. Бьорн Борг – первая суперзвезда из мира тенниса

    Сегодня выведет Роджера Федерера на последний матч в карьере
    Бьорн Борг остается капитаном сборной Европы с самого первого Кубка Лэйвера /Stacy Revere / Getty Images for The Laver Cup

    В Лондоне стартует Кубок Лэйвера – заметный выставочный турнир, который пять лет назад придумал Роджер Федерер. Розыгрыш будет особенным. Знаменитый швейцарец проведет последний матч в своей карьере, сыграет в паре с вечным соперником – Рафаэлем Надалем. 

    Формат турнира предполагает соперничество двух сборных: Европы и остального мира. В каждой – по шесть человек. Четверо определяются по рейтингу, еще двоих приглашают капитаны, которых назначил Род Лэйвер, главная теннисная звезда 60-х. Сборной мира управляет Джон Макинрой, европейских теннисистов выводит на корт Бьорн Борг. И это тоже очень яркая вывеска – их противостояние до сих пор считается одним из самых важных в истории тенниса. Кроме того, именно за Боргом закрепилось звание первой теннисной селебрити. 

    За свою карьеру Борг выиграл 11 турниров «Большого шлема». Среди них – шесть титулов на «Ролан Гаррос» (больше – только у Надаля) и пять подряд на Уимблдоне (повторить это смог только Федерер). А еще он трижды побеждал и в Париже, и в Лондоне по ходу одного сезона. Тому же Федереру это удавалось лишь один раз. При этом все спортивные успехи и достижения Борг и его окружение сумели монетизировать. На пике карьеры швед был лицом сразу 39-ти брендов – от производителей ракеток (Bancroft и Donnay) до пивоваров (Tuborg) и авиалиний (SAS). 

    Бьорн первым из теннисистов заработал за год $1 млн, а всего через пару лет увеличил эту сумму в пять раз. И большую часть ему принесли рекламные контракты. В 1977 г. издание The Washington Post опубликовало примерные расценки. Так, за нашивку SAS на своей форме он получал порядка $25 000 в год. Реклама автомобилей Saab стоила в два раза дороже. Но самым щедрым партнером оказалась компания Fila – $200 000 в год. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как создавался личный бренд Борга. 

    Открытая эра и первые бизнес-инициативы

    Сейчас в это трудно поверить, но еще в середине 1960-х гг. топ-теннисисты почти ничего не зарабатывали. Выступать на турнирах могли только любители, то есть спортсмены, которые выходили на корт не ради денег. Так, например, чемпион Уимблдона-53 Вик Сейшас получил символические 25 фунтов, за которые купил свитер в магазине на площади Пикадилли. А когда Род Лэйвер выиграл Уимблдон-62 и рассказал о том, что планирует перейти в профессионалы, чтобы немного заработать на выставочных матчах, его попросили больше никогда не надевать чемпионский галстук.   

    Но в 1968 г. Международная федерация тенниса (ITF) решила допустить к участию в своих турнирах профессионалов. Началась Открытая эра. Карьера Борга стартовала в 1973 г., когда теннисный мир уже вовсю привыкал жить по новым правилам. А у игроков начали появляться первые рекламные контракты. За пару лет до этого Adidas сделал лицом своей главной теннисной новинки американского чемпиона Стэна Смита. Это был настоящий прорыв.  

    «Раньше, если ты проходил на «Ролан Гаррос», тебе давали шесть рубашек, трикотажную жилетку, свитер, носки – и все, – вспоминал Смит в одном из интервью. – Игроки хотели попасть на турнир, чтобы одеться. Мой опыт с Adidas показал, что есть и другие возможности».   

    За 17 лет карьеры, которая началась в 1968 г., Смит в итоге заработал менее $2 млн. Борг был по-настоящему активен 10 лет – с 1973 по 1983 гг. – и получил уже порядка $48 млн. Новые законы приживались в теннисе достаточно быстро.    

    Яркая внешность и запоминающийся образ на корте

    О том, кто такой Бьорн Борг, знали даже люди, бесконечно далекие от мира тенниса. Ему было всего 17, когда он впервые вышел на корты Всеанглийского теннисного клуба и впервые столкнулся с толпами влюбленных фанаток.

    В начале 70-х Борг почти в каждом интервью жаловался, что устает от пристального внимания со стороны девушек и девочек-подростков. В Великобритании фанатки были под особым контролем у руководства местных школ, а в Риме Бьорн не выходил на улицу без телохранителей.   

    «Борг сразу обратил на себя внимание. С одной стороны, ангельская внешность – светлые кудри и правильные черты лица. С другой, очень необычный для того времени образ, – объяснял американскому Vogue известный британский стилист Том Гиннес. – Он привнес диско в теннис, который тогда был невероятно душным видом спорта». 

    Канонический образ Борга, созданный дизайнерами Fila: поло в полоску с контрастными повязкой на голову и напульсниками /Wikimedia

    Над созданием узнаваемого образа работал дизайнер итальянской марки Fila Пьерлуиджи Роландо. Он был страстным поклонником тенниса и давно присматривался к Боргу. Работая над первыми теннисными коллекциями, Роландо учитывал, что большинство телевизоров в мире — черно-белые. И чтобы форма не терялась, не стеснялся использовать заметные акценты, например, полоску, которая со временем стала фирменным знаком. 

    Образ Борга оказался настолько запоминающимся, что попал в большое кино. Именно он стал прототипом Ричи Баумера, теннисиста из «Семейки Тененбаум» Уэса Андерсона. Стилист фильма Карен Пэтч получила за свою работу награду Гильдии костюмеров. «Когда Уэс описывал мне Ричи, он сказал, что персонаж основан на Бьорне, который выделялся среди теннисистов своего времени тем, что играл в форме разных цветовых и графических решений, — рассказывала Пэтч. — Теннисная мода изменилась, следуя за ним».    

    Революция в игре и теннисные амбиции IMG  

    Когда Борг только начинал свою карьеру, теннис строился на плоских ударах, атаках и выходах к сетке. Но Бьорн решил экспериментировать. Так, например, именно он одним из первых начал активно использовать верхнее вращение и фактически изобрел оборону, а еще очень много времени проводил на задней линии.  

    «Я начинал играть в теннис и слева, и справа используя двуручный удар, – писал Борг в автобиографии. –  Старые деревянные ракетки были очень тяжелыми, поэтому неудивительно, что многие игроки тоже стали пользоваться двуручной хваткой». Но удар слева в исполнении Борга выгодно отличался от остальных – Бьорн первым в истории стал придавать мячу верхнее вращение. «Мне говорили, что я не могу так крутить с бэкхенда, что нужно бить более плоско. Помню, один парень дал мне книгу о теннисе и сказал: «Прочти, там написано, как нужно играть». Я немного упрямый и не стал его слушать», – вспоминал швед.

    Во многом именно это упрямство помогло ему стать игроком, который легко и непринужденно переходил с медленного парижского грунта на быструю лондонскую траву. 

    В отличие от многочисленных критиков спортивные агенты сразу увидели в Борге огромный потенциал. Так, в 1973 г., еще до того, как швед выиграл свой первый титул и только-только вошел в топ-20, заметно оживился босс IMG Марк Маккормак. «Если мы подпишем Бьорна Борга, то сможем перестать ломать голову в попытках завоевать теннисный мир», – писал он своим подчиненным. 

    Борг, конечно, стал клиентом агентства. Менеджеры IMG создавали для него почти идеальные условия работы с брендами. Так, например, в Европе Борг играл ракетками Donnay, которые были плохо известны на американском рынке, и агенты исключили его из контракта. В США Бьорна поддерживал другой производитель – Bancroft (и платил, кстати, в два раза больше – $100 000 вместо европейских $50 000).   

    С легкой руки агентов Борг проводил порядка 20 выставочных матчей в год, на которых тоже неплохо зарабатывал – до $50 000. Кроме того, именно в агентстве ему подсказали стать налоговым резидентом Монте-Карло, чтобы не платить прогрессивный налог на родине (в его случае он составил бы порядка 75% от всего заработанного). Сегодня так делают многие топ-теннисисты. Еще одно доказательство, что Борг остается ролевой моделью, даже спустя много лет после завершения карьеры.