Как российский бизнес работает с ИИ-агентами
Специалисты для помощи в выполнении рутинных операций инициируют внедрение искусственного интеллектаИскусственный интеллект (ИИ) прочно вошел в корпоративную повседневность: он анализирует данные, помогает составлять отчеты и создавать контент. Хотя бы в одной из бизнес-функций в 2025 г. эту технологию используют 78% компаний против 55% год назад, следует из отчета консалтинговой компании McKinsey. Это неудивительно. Производительность компаний, внедривших ИИ, растет в среднем на 35%, показывает исследование KPMG.
Но вот парадокс: сотрудники уже применяют эту технологию втрое чаще, чем полагают их руководители, отмечает McKinsey. Они верят, что в ближайший год ИИ будет выполнять 30% их работы. Исследователи делают вывод: руководители недооценивают готовность сотрудников к применению искусственного интеллекта. В результате те выбирают публичные инструменты, неконтролируемое использование которых может привести к утечке важных корпоративных данных, указывал технологический гигант IBM.
Как инициативы сотрудников подталкивают компании к внедрению ИИ-решений – разбирались «Ведомости. Инновации и технологии».
Российский бизнес генерирует ИИ
В 2025 г. платформа онлайн-рекрутинга hh.ru и ИТ-компания Touch Instinct опросили 2700 соискателей и 140 работодателей о необходимости ИИ-компетенций в работе. Исследование показало: чуть больше четверти (26%) опрошенных соискателей регулярно пользуются ИИ для выполнения рабочих задач, еще 35% прибегают к нему периодически, а 60% работодателей ждут от сотрудников навыков работы с этой технологией.
В 2025 г. интерес к ИИ-агентам (так называют разновидность искусственного интеллекта, который сам собирает данные и на их основе самостоятельно выполняет задачи) вырос в России в пять-семь раз, рассказывает основатель технологической компании Nurax Никита Шуков. Эта оценка основана на данных Nurax и ее партнеров, поясняет он. По словам Шукова, наибольшую активность проявляют финтех-компании, ритейл и госсектор. В ИТ-секторе генеративный ИИ используют 40% компаний, говорится в ноябрьском исследовании «СберАналитики» и «Сбер Бизнес Софта».
Если компании не внедряют искусственный интеллект централизованно, то инициировать это могут сотрудники, говорит представитель разработчика и производителя беспилотников «Гаскар» Фаина Филина. Так, по ее словам, произошло в «Гаскаре»: поначалу эту технологию применяли отдельные команды, но вскоре пользовательский запрос перерос в системный, что подтолкнуло компанию внедрить ее централизованно. Сейчас ИИ в «Гаскаре» используется для быстрого сбора и проверки данных, ускорения согласования документов, отработки гипотез, а также выполнения рутинных операций – например, планирования встреч. А единый внутренний ИИ-ландшафт позволил унифицировать подходы к интеграции новых технологий, говорит Филина.
Подобных примеров множество. Среди них – разработчик ИИ-решений Just AI. Вначале сотрудники самостоятельно экспериментировали и пробовали писать код с помощью больших языковых моделей (LLM), затем объединились, чтобы протестировать доступные решения, говорит ведущий разработчик ИИ-приложений компании Никита Крайнев. Сейчас, по его словам, 95% кода может писаться при помощи ИИ, без существенных изменений вариантов, которые предложила модель.
В «Экзон Групп», разработчике и интеграторе ИТ-решений для цифровизации строительства, запрос на внедрение ИИ также исходил от сотрудников, рассказал директор «Экзон Групп» Павел Часовских. Раньше технологию по мере необходимости применяли отдельные подразделения, сейчас она используется в том числе для управления подпроектами, расчета ресурсных моделей, аналитики больших данных, генерации отчетов, а также территориального планирования. Главные преимущества ИИ заключаются в возможности снизить влияние человеческого фактора и в сокращении времени на рутинные операции, говорит Часовских.
Бюро правового консалтинга Digital & Analogue Partners, говорит его юрист Роман Колесников, использует ИИ для выполнения рутинных задач, агрегации новостей и формирования дайджестов, помощи в наблюдении за трендами. «Фирма ведет базу данных событий, кейсов и изменений в регулировании – ИИ-агент анализирует взаимосвязи между ними, классифицирует сигналы и предлагает аналитические гипотезы, но финальная интерпретация – всегда за экспертами», – рассказывает он.
Конфиденциальность под угрозой
Однако компании не всегда следуют запросам работников на внедрение ИИ-технологий, и тогда они начинают использовать их сами, отдавая предпочтение публичным сервисам. Это грозит утечкой важных данных, отмечает IBM. В 2025 г. стало известно о нескольких инцидентах. Исследовательская Wiz Research обнаружила утечку конфиденциальной информации из базы данных DeepSeek, китайского конкурента ChatGPT. И хотя компания быстро отреагировала на находку Wiz, сама по себе утечка данных может иметь серьезные правовые последствия, писал Forbes. Позднее стало известно, что ИИ-стартап Илона Маска xAI опубликовал стенограммы сотен тысяч разговоров между его чат-ботом Grok и пользователями бота – во многих случаях без их ведома или разрешения, отмечал Forbes в другой статье.
ИИ становится главным каналом утечки данных на предприятиях, констатирует работающая в сфере безопасности компания LayerX. Она подсчитала: в среднем офисный сотрудник обращается за помощью к нейросетям 14 раз в день, причем 67% активности происходит вне рабочих учетных записей, через личные аккаунты. Порой бизнес ограничивает подобные практики, но «сложные правила также могут сбивать с толку, поскольку работники должны самостоятельно решить, нарушает ли конкретный запрос к ИИ корпоративные правила», отмечает IBM.
К тому же, согласно пользовательским соглашениям, публичные сервисы вправе передавать полученный от пользователей контент третьим лицам, говорит юрист практики «Интеллектуальная собственность» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Яна Барсукова.
Ставшая доступной чат-ботам внутренняя информация обретает «цифровое бессмертие», ее невозможно отозвать, говорит Вячеслав Закоржевский, генеральный директор разработчика офисного программного обеспечения (ПО) «МойОфис». «Она может попасть в открытый доступ, и подобные случаи уже были. Таким образом, компания утратит контроль над своей интеллектуальной собственностью», – предупреждает он.
Через иностранные ИИ-сервисы сведения, содержащие коммерческую тайну, могут попасть за рубеж, в этом случае можно говорить о нарушении российского законодательства по работе с персональными данными, напоминает руководитель абонентской практики юридической компании «Центральный округ» Людмила Алексеева. Это влечет миллионные штрафы, напоминает Барсукова.
Пакетное ИИ-предложение
Алексеева считает, что для работы с критически важной информацией бизнесу стоит рассмотреть возможность развернуть локальные ИИ-модели. Для этого у российских компаний есть множество инструментов – от разработанных специально под нужды заказчиков решений до встроенных в офисное ПО. В исследовании Deloitte, посвященном технологическим трендам 2025 г., говорится, что офисное ПО превратилось из набора простых функций в интеллектуальных ассистентов.
Офисное ПО, которое действует как партнер, может автоматически подготовить аналитику к утренней планерке или предложить вариант ответа на письмо, учитывая контекст и тон переписки, делая сложные профессиональные навыки доступными «в один клик», рассказывает генеральный директор «МойОфис» Вячеслав Закоржевский. ИИ в офисных приложениях, продолжает он, может стать инструментом для фильтрации информации, анализа и автоматической подготовки выводов.
Например, в мае 2025 г. Microsoft запустил продукт 365 Copilot Wave 2, включающий среди прочего генератор изображений GPT-4o, который помогает создавать слайды для презентаций в PowerPoint, и записные книжки Copilot с возможностью трансформировать документы в полезную информацию.
Разработчики офисного ПО как в мире, так и в России стремятся сформировать единую экосистему офисных приложений, включая в нее также и продукты на базе ИИ, говорит Закоржевский. По его словам, в начале следующего года компания выпустит приложения «МойОфис Чат AI» и «МойОфис Презентация AI». Первое способно анализировать данные, создавать письма и технические требования, генерировать изображения и подкасты, а также писать код и переводить его на другие языки программирования. Второе помогает создавать презентации. Оба решения предоставляют пользователям доступ к ИИ-моделям в защищенном контуре на оборудовании заказчика, отмечает гендиректор компании.
Тренд на внедрение подобных решений в локальное офисное ПО будет только нарастать, считают опрошенные «Ведомости. Инновации и технологии» эксперты. В частности, «СберКорус» планирует внедрять ИИ-агентов для электронного документооборота.
«Следует ожидать появления специализированных ИИ-агентов для разных отраслей – от банков и промышленности до медицины, причем с уже предобученными знаниями», – считает Никита Шуков из Nurax. Он также полагает, что в тренде будут гибридные решения, позволяющие сочетать использование облачных и локальных моделей.