Россияне переходят на короткие поездки

В стране активно развивается формат путешествий выходного дня
Суздаль – жемчужина Золотого кольца – особенно хорош золотой осенью
Суздаль – жемчужина Золотого кольца – особенно хорош золотой осенью /iStock

Согласно данным Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ), популярность коротких туров продолжительностью до четырех дней заметно возросла. За девять месяцев 2025 г. крупные сервисы онлайн-бронирования зафиксировали рост спроса на такие поездки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эту тенденцию подтверждают и ведущие игроки рынка. Так, сервис «Туту» сообщает о 20%-ном увеличении интереса к небольшим путешествиям, а аналитики «Яндекс путешествий» оценивают рост спроса в 30%.

«В основном короткие поездки приходятся на выходные и воспринимаются людьми как возможность сменить обстановку, не тратя отпускные дни или используя один-два отгула», – рассказал директор АТАГ Александр Брагин.

С начала 2025 г. на поездки выходного дня – с пятницы по субботу или воскресенье – приходится почти каждое пятое бронирование, или 19% всех путешествий, выяснили эксперты сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов «Островок». В прошлом году доля таких путешествий насчитывала 18%.

Отдых без отпуска

Формат коротких поездок на выходные, который пока не занимает ведущей позиции на туристическом рынке, обладает наибольшим потенциалом для стимулирования внутреннего туризма. Такую точку зрения высказала руководитель направления «Стратегический маркетинг» компании «АРБ про» Елена Сысуева. Она полагает, что этот вид отдыха постепенно вытесняет традиционные длительные отпуска, «долгое время считавшиеся культурной нормой».

Число туристов, которые отказываются от длительного отдыха в пользу нескольких коротких поездок в течение года, растет, утверждают эксперты туроператора «Алеан». Многие путешественники готовы менять привычный формат отдыха на фоне подорожания авиа- и ж/д-билетов, отмечают в туркомпании.

Есть и другие причины, считает Брагин. Высокий темп жизни в мегаполисах создает потребность в регулярной «перезагрузке», которую и дают короткие поездки. К тому же, по мнению директора АТАГ, возможности удаленной работы позволяют совмещать трудовую деятельность с отдыхом в новом месте. «Кроме того, все больше интересных вариантов путешествий появляется внутри регионов: открываются качественные отели, в том числе велнес-формата (комплексное использование различных методик оздоровления. – «Ведомости. Туризм») со спа-программами, создаются современные креативные и гастрономические пространства», – отметил Брагин. Таким поездкам способствует развитие транспортной инфраструктуры и популярность автотуризма, добавил он.

В «Алеане» подтвердили, что все больше путешественников предпочитают отдых в своем или соседнем регионе, включая форматы выходного дня. Так, москвичи часто выбирают парк-отели на берегах Истринского, Рузского или Рыбинского водохранилищ. Среди городских маршрутов наибольшей популярностью пользуются Нижний Новгород и города Золотого кольца, в первую очередь Ярославль, Кострома и Суздаль.

По словам Брагина, специалисты фиксируют растущее стремление туристов к глубокому знакомству с местными традициями. Эту тенденцию поддерживает развитие событийного направления – фестивалей, выставок и концертов на открытом воздухе. Также набирает популярность промышленный туризм, который позволяет увидеть масштабные производства вживую, сочетая развлекательную и образовательную составляющие.

В 2025 г. по сравнению с прошлым годом, согласно информации «Островка», вырос спрос на поездки выходного дня по малым городам России, богатым на культурные и исторические достопримечательности. Например, в Рыбинске число бронирований на выходные дни выросло на 20%, в Ростове Великом – на 12%, в Переславле-Залесском – на 10%.

Интересное – близко

Топ-5 направлений для коротких путешествий составляют Москва и Московская область (20% от общего числа бронирований отелей и апартаментов), Санкт-Петербург и Ленинградская область (15% от общего числа бронирований), Краснодарский край (14%), Республика Татарстан (4%), Нижегородская область (4%), подсчитали в «Яндекс путешествиях». При этом, по данным сервиса, чаще всего короткие поездки выбирают жители Москвы и Московской области (31% от общего числа бронирований), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (10%) и Краснодара (5%). Похожие данные и у «Туту»: среди популярных направлений – Москва и Подмосковье (более 20% поездок), Санкт-Петербург и Ленинградская область (13%), Краснодарский край (9%).

В число городов, лидирующих по количеству бронирований на выходные, входят Сочи, Казань, Нижний Новгород, Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Калининград, Ярославль, сообщили в «Островке».

Специалисты «Алеана» констатируют рост интереса россиян к внутренним курортам, при этом география предпочтений варьируется в зависимости от региона. Так, жители центральной части страны и Урала проявляют повышенный спрос на отдых у воды – их привлекают волжские просторы, живописные озера Челябинской области, включая Банное и Тургояк, а также Обское водохранилище. Одновременно петербуржцы активно выбирают непродолжительные путешествия в богатые историей Псков и Великий Новгород, а также в Карелию.

По данным «Туту», 37% туристов в России предпочитают путешествовать на выходные в пределах своего федерального округа, 32% – в пределах области, а 27% готовы уехать в другой округ. В «турборежиме» россияне отправляются и за границу, но таких всего 4%, выяснили в «Туту». И очевидно, что для быстрых поездок путешественники выбирают страны ближнего зарубежья: на них приходится две трети от всех поездок выходного дня за рубеж, сообщили в «Островке». Самые популярные – Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия, уточнили в АТАГ.

Статистика предпочтений

Чаще других в короткие путешествия отправляются молодые люди 18–34 лет, москвичи и семьи с детьми, рассказал директор по развитию партнерской сети в сервисе путешествий «Туту» Эмиль Зиядинов.

При этом главный вид транспорта для поездок выходного дня – личный автомобиль. Так путешествует 55% туристов, показали данные исследования «Туту». Еще 26% выбирают поезд, 18% – автобус, 14% – самолет, 12% – электрички, 9% – такси и 5% – каршеринг.

По данным опроса «Туту», наиболее популярным типом размещения среди туристов на выходные стали отели (35%) и апартаменты (27%), тогда как частные дома выбирают лишь 14% гостей. Каждый четвертый отдыхающий предпочитает остановиться у друзей или знакомых. При этом в 2025 г. интерес к апартаментам значительно возрос – спрос на этот формат вырос на 26%. Что касается планирования, россияне теперь резервируют жилье в среднем за 11 дней до путешествия, хотя в прошлом году этот срок составлял девять дней. Более половины (53%) путешественников используют для этого отечественные онлайн-платформы, 20% обращаются напрямую на сайты гостиниц, а 17% предпочитают телефонное бронирование.

Данные «Яндекс путешествий» также подтверждают доминирование гостиниц и апартаментов, на которые приходится 84% бронирований. При этом наиболее востребованными оказываются объекты без звезд – их выбирает 41% туристов. Доли трехзвездочных и четырехзвездочных отелей составляют 26 и 23% соответственно.

Поездки длительностью до четырех дней являются самым популярным форматом отдыха среди самостоятельных туристов, а их на внутренних направлениях около 80%, рассказал Брагин. По словам Зиядинова, всего 7% путешественников приобретают готовые туры. При этом эксперт убежден, что данный формат будет набирать популярность благодаря своей экономической выгоде по сравнению с самостоятельной организацией. «Людям еще предстоит изменить привычку думать, что тур – это обязательно надолго и далеко», – отметил он.

Бюджет выходного дня

В среднем поездка выходного дня обходится в 35 000 руб. на человека с учетом дороги, проживания и питания, сообщили в «Туту». По данным сервиса, 10% тратят до 5000 руб., 17% – от 5000 до 10 000 руб., 27% – от 10 000 до 20 000 руб., а 23% – от 21 000 руб. до 50 000 руб.

Стоимость ночи в бронированиях на выходные дни, согласно данным «Островка», в 2025 г. по России составляет в среднем 5800 руб., что на 11% больше, чем в прошлом году. В «Яндекс путешествиях» считают, что этот показатель остался на уровне прошлого года и составляет 7420 руб.

Как отметила эксперт группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Евгения Траутман, на внутреннем туристическом рынке устойчиво сокращается средняя продолжительность путешествий. Если в 2023 г. одна поездка занимала в среднем 6,2 ночи, то к 2025 г. этот показатель уменьшился до 5,4 ночи. Наиболее длительный отдых характерен для черноморских курортов, таких как Анапа, Туапсе и Геленджик, где средняя продолжительность превышает семь ночей, тогда как самые короткие туры совершаются в Подмосковье – менее четырех ночей. Что касается стоимости, средний чек за одну ночь в российском туре в 2025 г., по данным АКРА, достиг 13 900 руб. При этом ценовой диапазон значительно различается по регионам: максимальная стоимость зафиксирована на Дальнем Востоке – 31 400 руб. в сентябре, а самая доступная – на Урале, где ночь обходится в среднем в 3900 руб.

Путешественники все чаще распределяют отпускной бюджет на несколько коротких поездок дня в течение года и это перестает быть случайной альтернативой, отметила Сысуева. По ее наблюдениям, развиваются два направления: аутентичные межрегиональные путешествия по принципу «один отпуск – один регион» и локальный отдых внутри своего региона. Это делает инфраструктуру ближних выездов значимым фактором развития всей отрасли, уверена эксперт.

Сдерживающим фактором развития сегмента коротких поездок по внутренним направлениям является пока еще сохраняющийся дефицит качественных объектов размещения и инфляционные процессы, считает Брагин. А развитию коротких поездок за границу мешают рост цен, а также визовые и транспортные ограничения, добавил он.