Авиакомпании расширяют зимние маршруты: ставка на регионы и туризм
Какие новые направления станут доступны туристам в ближайшие месяцыРоссийская авиаотрасль продолжает перестраиваться после нескольких лет турбулентности – от пандемии до геополитических и экономических ограничений. Несмотря на сохраняющиеся логистические вызовы, по итогам семи месяцев 2025 г. объем пассажиропотока остается стабильным – по данным Росавиации, он составил 62,1 млн человек, лишь на 1,7% меньше, чем годом ранее. При этом положительную динамику демонстрируют международные направления: на линиях за пределами СНГ пассажиропоток вырос на 7,4% до 9,7 млн человек, а совокупный объем перевозок на международных линиях российских авиакомпаний увеличился на 1% до 15,2 млн пассажиров.
Минтранс России сохраняет прогноз годового пассажиропотока на уровне прошлого года – около 111,7 млн человек. Появление новых рейсов в осенне-зимнем расписании 2025–2026 гг., анонсированных многими авиакомпаниями, может стать дополнительным стимулом для роста: число поездок традиционно увеличивается в период каникул и новогодних праздников, когда люди навещают родственников в других регионах или выбирают отдых на экзотических пляжах и популярных горнолыжных курортах. «Ведомости. Туризм» разобрался, какие направления станут доступны в новом сезоне и как российские авиакомпании расширяют свои маршрутные сети.
Разворот на регионы
В 2024 г., выступая в Госдуме, премьер-министр Михаил Мишустин отмечал, что впервые около 53% внутренних авиарейсов выполнялись без пересадки в Москве. Игроки рынка продолжают делать ставку на расширение региональных и туристических направлений, одновременно снижая нагрузку на московские хабы. Так, согласно новому расписанию, группа «Аэрофлот» предложит пассажирам более 280 маршрутов, что на девять направлений больше, чем зимой 2024/25 г., из них свыше 150 – минуя Москву, сообщается в пресс-релизе компании. Всего маршрутная сеть «Аэрофлота» объединит 65 городов России и 47 зарубежных пунктов в 19 странах. Среди новых и возобновленных рейсов – перелеты из Краснодара в Москву, Ереван, Стамбул и Хургаду, из Екатеринбурга в Дубай и Краснодар, из Новосибирска на Гоа. На популярный вьетнамский курорт Нячанг будут рейсы не только из столицы, но и из Екатеринбурга, Иркутска, Владивостока и Новосибирска.
S7 Airlines в зимнем расписании 2025–2026 гг. запустит прямые рейсы из Владивостока в Бангкок, обеспечив стыковки с внутренними перелетами в Якутск, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Кроме того, авиакомпания сохраняет присутствие в Китае: из Иркутска выполняются рейсы в Шанхай и Гуанчжоу, а также в Пекин – из Иркутска, Владивостока и Новосибирска.
Utair открывает рейсы между Сургутом и Геленджиком, а также Сургутом и Краснодаром.
Одновременно усиливаются государственные программы субсидирования межрегиональных перевозок. В 2025 г. пассажирам стали доступны перелеты по специальным тарифам на 267 маршрутах, включая 72 новых направления, ранее не входивших в программу. Среди них – рейсы из Волгограда в Екатеринбург, из Вологды в Санкт-Петербург, из Горно-Алтайска в Уфу, из Иркутска в Таксимо и из Благовещенска в Магадан. По данным Росавиации, в рамках программы 18 авиакомпаний выполнят свыше 40 000 рейсов и перевезут более 2,5 млн пассажиров.
Туристические тренды зимы: куда летят россияне
Эксперты отмечают рост интереса россиян к европейским направлениям в преддверии новогодних каникул. Как писал «Коммерсантъ», по сравнению с прошлым годом спрос на поездки в этом направлении увеличился примерно на 40%, что связано с расширением маршрутов через страны СНГ и укреплением рубля, сделавшим поездки немного доступнее. Многие путешественники используют для перелетов Стамбул, который остается одним из главных международных хабов для россиян.
В зимнем расписании «Аэрофлота» и его «дочки» – лоукостера «Победа» предусмотрено увеличение рейсов в Турцию. В частности, у обеих авиакомпаний появились прямые перелеты из Краснодара в Стамбул, а также у «Победы» увеличится частота рейсов из Владикавказа.
Впрочем, по оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), лидером выездного туризма в зимнем сезоне 2025/26 г. станет Египет: объемы перевозок в страну продолжают расти, а уровень цен остается комфортным для большинства путешественников. На 2-м месте – Таиланд. Замыкает тройку Вьетнам, который демонстрирует кратный рост турпотока за счет расширения чартерных и регулярных рейсов, частично перетягивая аудиторию Таиланда благодаря более доступным ценам. В пятерке лидеров также остаются Объединенные Арабские Эмираты и Китай, где после введения безвизового режима прогнозируется заметный рост турпотока, особенно на остров Хайнань.
«Аэрофлот» предлагает рейсы из Москвы в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Бангкок, Пхукет, Нячанг и в других направлениях пляжного отдыха. Также есть перелеты в Бангкок и Пхукет из Санкт-Петербурга, Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Хабаровска. Кроме того, авиаперевозчик совершает рейсы в Коломбо и Абу-Даби из столицы.
Особое место занимают экзотические направления: Мальдивы (Мале) и Сейшелы (Маэ). Так, по итогам 2024 г., согласно данным АТОР, Мальдивские острова установили рекорд по числу российских туристов – 225 000 человек. Пока прямые рейсы в Мале и Маэ из российских авиакомпаний есть только у «Аэрофлота». Кроме того, чартерная авиакомпания Azur Air рассматривает расширение географии полетов в зимнем сезоне 2025/26 г., включая рейсы на Мальдивы и в ОАЭ, а при благоприятной политической ситуации – и на Шри-Ланку.
В числе популярных зимних направлений у россиян остается Куба. По итогам 2024 г. остров Свободы, по данным министерства туризма страны, посетило около 185 000 российских туристов, что на 8% больше, чем годом ранее. Рейсы из Москвы выполняются как в столицу острова – Гавану, так и на курорт Варадеро. Помимо группы «Аэрофлот» туда полетят чартеры авиакомпании Nordwind, в том числе на курорты Кайо-Коко и Варадеро из «Шереметьево». Кроме того, венесуэльская авиакомпания Conviasa с ноября 2025 г. планирует запустить рейсы на Кубу и в Венесуэлу из Санкт-Петербурга.
Карта зимнего отдыха в России
В ноябре стартует горнолыжный сезон в ряде регионов России, и вместе с ним начинается активная подготовка туристической инфраструктуры. По данным участников рынка, опрошенных «Коммерсантом», на новогодние праздники туры в популярные направления уже активно бронируются, а авиакомпании подстраивают расписание под сезонный спрос. Лидером зимнего отдыха остается Красная Поляна: на этот курорт приходится более 40% новогодних бронирований. Добраться туда можно рейсами группы «Аэрофлот», выполняющей регулярные перелеты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и ряда других городов – всего их 12. Перелеты в Сочи также выполняют S7 Airlines, Utair, «Уральские авиалинии» и другие компании.
Растет интерес и к курортам Кавказа. Минеральные Воды остаются главным авиационным узлом региона, через который туристы добираются до Архыза, Домбая и Эльбруса. Сюда летают «Аэрофлот», «Россия» и «Победа», выполняющие рейсы из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Красноярска, а также из других городов России. Эксперты RATA-news отмечают, что к концу октября уже забронировано более половины номерного фонда на новогодние даты, а около 15% горнолыжных туров россияне оформили еще за 4–6 месяцев до поездки. На Эльбрусе в новом сезоне откроются дополнительные трассы и расширятся зоны катания с вечерним освещением. Опрошенные изданием аналитики прогнозируют, что с 1 по 11 января курорт посетят более 50 000 человек.
Кроме того, в этом году впервые полноценно заработает курорт Мамисон в Северной Осетии, куда удобнее всего добираться через Владикавказ; частоту рейсов туда увеличивает «Победа», а полеты также выполняют «Уральские авиалинии», «Аэрофлот», S7 Airlines и Utair.