Майя Ломидзе: «Поток российских туристов, выезжающих за рубеж, плавно растет»
Исполнительный директор АТОР о восстановлении спроса на поездки за границу и изменении предпочтений путешественниковУкрепление рубля и адаптация туристического бизнеса к изменившейся геополитической реальности способствуют увеличению поездок россиян за границу. О трансформации потребительских предпочтений, связанной с логистическими изменениями и ценовой динамикой, а также о наиболее перспективных направлениях предстоящего зимнего периода «Ведомости. Туризму» рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
– По итогам девяти месяцев текущего года, включая летний сезон, думаю, динамика будет выше – около 10–15%. Однако это отражает общий выезд людей за рубеж, включая нетуристические цели и направления. Если говорить именно о туризме, то здесь прирост больше. Согласно данным статистики других государств, поток россиян в 30 наиболее популярных стран в первом полугодии 2025 г. достиг 8,74 млн визитов, показав рост на 12,5% к аналогичному периоду 2024 г. При этом на топ-10 этих государств приходится более 90% всего турпотока за рубеж. Таким образом, туристы сейчас формируют две трети всего выездного потока из России и основной рост происходит как раз в этом сегменте.
– Поток выезжающих в другие страны туристов плавно растет последние три года. Причем по отдельным направлениям показатели уже превзошли уровень до пандемии 2020 г. Нынешний год стал по-настоящему успешным для отрасли благодаря нескольким ключевым факторам.
Прежде всего существенную роль сыграло укрепление рубля, начавшееся в марте: это компенсировало валютное подорожание услуг зарубежных партнеров, особенно с учетом того, что некоторые из них сохранили прежние цены. Не менее важной оказалась адаптация туристов к новой логистике: перелеты со стыковками перестали быть препятствием. Яркий пример – Япония, где, несмотря на отсутствие прямых рейсов и визовый режим, был превзойден рекорд турпотока из России 2019 г.
– В первом полугодии 2025 г. наиболее значительный прирост количества российских туристов зафиксирован во Вьетнаме (+139%), Египте (+40%), Китае (+31%) и ОАЭ (+16%). При этом число россиян, посетивших ОАЭ, Египет и Китай, уже превысило допандемийные показатели. В то же время спрос на Турцию демонстрирует стагнацию, что связано с ростом цен и сокращением числа городов вылета с 48 в 2019 г. до 24 в текущем сезоне.
Рост популярности Вьетнама – следствие запуска регулярных прямых рейсов в эту страну, на основе которых туроператоры смогли развернуть большие туристические программы. Таким образом, значительный статистический прирост объясняется восстановлением направления с низкой базы прошлого года, когда были доступны только стыковочные маршруты.
Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР)
Родилась в Тбилиси, в 1993 г. окончила факультет журналистики Тбилисского государственного университета. В дальнейшем обучалась по программам международной консалтинговой компании Leadership Management International «Эффективные стратегии продаж» и «Эффективное личное управление».
Имеет ряд федеральных и отраслевых наград и почетных званий.
С 2008 г. является исполнительным директором АТОР.
В настоящее время преподает в МГИМО в рамках отделения магистратуры «Туризм» курс «Основные тенденции мирового туризма».
Является важным участником международных и российских туристических выставок, конференций, семинаров и других мероприятий профессиональной сферы. Выступает с докладами, спикер и модератор ключевых отраслевых событий.
В этом году Вьетнам и Китай наращивают турпоток более высокими темпами, чем традиционный лидер туризма в Юго-Восточной Азии – Таиланд. И для Китая, отменившего визы, это явно не предел.
Среди нишевых направлений стабильно на протяжении последних пяти лет растет интерес к Мальдивам. Возможно, это связано со снижением ценового порога. Ожидается, что по итогам 2025 г. поток россиян превысит 250 000 туристов, что более чем в 3 раза выше показателя рекордного 2019 года (83 000). Туроператоры уже фиксируют бум ранних бронирований на Мальдивы на новогодние даты – например, в «Русском экспрессе» их число на 61% выше, чем год назад.
Кроме того, отмечается значительный рост спроса на все премиальные направления в Индийском океане. За девять месяцев текущего года люксовый отдых на островах выбрали 245 000 российских туристов, что на 17% больше, чем за аналогичный период 2024 г.
– Направлений, не оправдавших ожидания, нет. Есть те, где рост оказался ниже прогнозируемого. Яркий пример – Турция. За летний сезон Анталью посетили 1,85 млн российских туристов, что всего на 4,3% превысило показатель прошлого года, тогда как местный турбизнес ожидал увеличения потока до 15%.
Что касается структуры продаж туров в эту страну, то она сохраняет свою устойчивость на протяжении многих лет. В летнем сезоне 2025 г. 85% потока туристов пришлось на курорты Антальи, 12% – на Эгейское побережье. При этом мы отмечаем рост интереса к Стамбулу благодаря развитию блочных программ туроператоров. Несмотря на это экскурсионные направления, включая Стамбул, Каппадокию, Месопотамию и «Золотое кольцо Турции», в совокупности занимают лишь около 3% от общего объема продаж зарубежных туров в летний период.
Фактический прирост турпотока в Турцию составил всего 4% за лето и 6% по итогам сентября. Основной причиной стало завышение цен турецкими отельерами в начале сезона. Последующая ценовая корректировка в разгар периода несколько улучшила ситуацию, однако ключевое время для привлечения туристов было уже упущено.
Ценовой фактор также ограничил развитие ланкийского направления, показавшего абсолютную стагнацию в первом полугодии. Стоимость туров на Шри-Ланку оказалась неконкурентоспособной по сравнению с другими успешными на российском рынке странами Южной и Юго-Восточной Азии.
– Аналитики АТОР предварительно оценили средневзвешенный рост организованного выездного туризма в период с мая по сентябрь 2025 г. на уровне 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно расчетам, за три летних месяца и два осенних за рубежом с туристическими и деловыми целями побывало около 9 млн россиян, из которых примерно 6,5–7 млн человек воспользовались услугами туроператоров. Такой значительный рост во многом стал следствием укрепления рубля, что в ряде случаев сделало туры дешевле, чем в 2024 г.
– Несмотря на динамичное развитие туристического рынка, преждевременно говорить о полностью устоявшейся структуре потребительского спроса. Картина продолжает формироваться под влиянием меняющихся экономических условий, логистических возможностей и ценовой политики принимающих сторон. В этой ситуации хотелось бы поделиться прогностическими оценками, подготовленными нашей аналитической службой на основе текущих данных о бронированиях и рыночных трендах, которые рисуют весьма четкую и обнадеживающую картину на предстоящий зимний сезон.
В декабре 2025 г. – феврале 2026 г. может произойти изменение карты выездного туризма. Ожидается, что лидером по количеству реализованных турпакетов среди зарубежных стран станет Египет. Объем перевозок на курорты этой страны растет, а стоимость отдыха остается комфортной для широкого круга российских путешественников.
Устойчивый спрос на известные морские курорты Красного моря, такие как Хургада и Шарм-эль-Шейх, в сочетании с прогнозируемо теплой погодой и развитой инфраструктурой создают Египту все предпосылки для того, чтобы возглавить рейтинг стран, которые посещают россияне. Ключевым фактором является именно ценовая доступность при гарантированном качестве, что в условиях меняющегося курса рубля становится определяющим для многих семей.
Вторую позицию по объему продаж, по всей видимости, сохранит за собой Таиланд. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию с быстро растущим Вьетнамом и заметное замедление темпов прироста туристического потока, это направление не утрачивает своих преимуществ. Острова Пхукет и Самуи, а также материковый Краби предлагают тот самый «баунти-формат», который остается мечтой для россиян в холодные месяцы.
Борьба за 3-е и 4-е места в зимнем сезоне обещает быть напряженной между ОАЭ и Вьетнамом. ОАЭ предлагают гарантированное солнце, высокий уровень сервиса и развитую городскую инфраструктуру, что особенно ценится в период новогодних праздников. Эмираты Дубай и Абу-Даби позиционируют себя как премиальное, но при этом безопасное и комфортное направление для самого взыскательного путешественника. Вьетнам, в свою очередь, делает ставку на экзотическую природу бухты Халонг, протяженные пляжи Нячанга и Фукуока, а также более демократичные цены.
Замкнуть пятерку лидеров зимнего сезона в сегменте организованного выездного туризма может Китай. Основной объем продаж, безусловно, будет сформирован за счет пляжного отдыха на тропическом острове Хайнань, пользующемся заслуженной популярностью у россиян, ищущих альтернативу традиционным зимним направлениям. Параллельно с этим аналитики прогнозируют существенный рост доли туров в материковую часть страны – это познавательные поездки в Пекин, Шанхай и другие мегаполисы, а также к знаменитым памятникам природы и истории.